Примерное время чтения: 6 минут
63

Петербург. Ждем туристов?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41 10/10/2001

Похоже, что не осталось ни одного проекта или прожекта, рожденного в Петербурге, где не сообщается, что сие важное новшество нам позарез необходимо "в связи с приближающимся трехсотлетием". Будь то очередной сомнительный фестиваль производителей ирисок или глобальный законопроект, который действительно нужен.

Пиво гостям не наливать

Создатели нового (и нужного!) проекта закона "О государственной поддержке развития туризма в Санкт-Петербурге" тоже не удержались от соблазна начать пояснительную записку именно с этих дежурных слов. Будет 300-летие или нет - с туризмом в городе, мягко говоря, не все гладко.

По данным Всемирной туристической организации, наш город входит в первую восьмерку городов мира, наиболее привлекательных для туристов. И что, мы занимаем хотя бы 8-е место по количеству гостей? Дай бог, если в сотню входим. Стамбул в день принимает столько же туристов, сколько Петербург в год.

Один из авторов законопроекта, вице-президент Российской ассоциации турагентств Сергей Корнеев, рассказал, что вначале пришлось провести глобальный опрос директоров турфирм, работающих на прием, и узнать, что им мешает работать. Выяснились удивительные вещи. Оказывается, раскручивавшийся все последние годы имидж Петербурга как фестивальной столицы туристов не заинтересовал. Не нужны им ни пивные фестивали, ни карнавалы, ни шествия. Конечно, если уж их приезд совпал с подобным мероприятием, они его посетят, но специально приезжать в наш город, чтобы под звуки праздничного концерта хлебнуть пивка, желающих мало. Все то же самое, только с гораздо большим размахом, можно увидеть и в других странах. И дешевле выйдет. Туристов интересуют старые добрые "аттракции" - театры, музеи и белые ночи.

Если б еще недорогих гостиниц в Петербурге было побольше, вообще бы райская жизнь настала. Но об этом писалось уже столько раз!

За что боролись, на то и напоролись

Помнится, лет десять назад шла у нас повсеместная борьба с засильем табличек и вывесок на английском языке. Мол, не в Чикаго живем, нам только по-русски пишите. Как и любая кампания, эта закончилась фарсом: теперь иностранец в Петербурге чувствует себя словно на другой планете. Он не может прочесть ни одного названия, ибо кириллицей не владеет. Ни улицу нужную найти, ни в метро сориентироваться он не в состоянии. Сколько сил у бедняги уйдет, чтобы от Исаакиевского собора добраться до Казанского - и не передать.

А ведь уже давно всюду, где алфавит нелатинский, принято на центральных улицах дублировать вывески по-английски, и ни одного местного жителя это не смущает. Да еще пользуются везде специальными значками-пиктограммами, едиными по всей Европе, чтобы обозначать туристические объекты. Тогда гость чувствует себя комфортно в чужом городе, ему все нравится и у него возникает желание приехать сюда еще раз. Разве плохо?

Так что в законе?

В общем-то, в новом законе обо всем этом и говорится. И еще кое о чем. Например, о том, что пора заканчивать с сезонщиной, когда летом туристов в Петербурге густо, а зимой пусто. Выход из ситуации предлагается на первый взгляд неплохой: поощрять налоговыми кредитами фирмы, проводящие рекламную кампанию Петербурга с сентября по апрель и устраивающие различные конгрессы и семинары в этот же период. Подвох тут в чем: кредит - это долг, его отдавать надо. Налоговые льготы тут были бы гораздо эффективнее, причем не только для турфирм, но и для гостиниц. Это могло бы снизить стоимость зимних путевок в Петербург и сделать их более доступными для гостей из российской глубинки. А то они уже давно жалуются на наши цены.

Еще закон обязывает руководство города заниматься рекламой Петербурга за его пределами. Только способов для этого авторы нашли всего два: производство сувениров и участие в туристских выставках. Дело, конечно, нужное и важное, но этого мало.

Как тут не вспомнить о футболе. А точнее, о приезде в Петербург "Сельты" из испанского Виго прошлой осенью. Кроме игроков команда привезла с собой огромную делегацию из туристического департамента, которая всему Питеру прожужжала уши о достоинствах своей родины. И фильмы по телевизору крутили, и прессу собирали, и даже буклеты с фотографией Александра Мостового, приглашающего всех в Испанию, раздавали. Кто мешает "Зениту" поступать так же? Тем более что нынешний сезон наверняка выведет нас в один из европейских кубков.

Пенсионерская путевка

Есть в законопроекте вещи, касающиеся самых незащищенных горожан - пенсионеров, инвалидов, детей-сирот и прочих, кому о турпутевках сегодня можно только мечтать. Там говорится о необходимости развивать социальный туризм. Идея не нова, но ее актуальность от этого не страдает. Авторы закона предлагают частично или полностью оплачивать из городского бюджета отдых "социальщиков". Хорошо, но где деньги, Зин? На всех явно не хватит, значит, опять появятся избранные счастливчики, на которых остальные будут смотреть с завистью и костерить власти. Следовательно, соответствующая статья закона превратится в фикцию. Можно было бы, конечно, подключить к решению этой задачи Пенсионный фонд, да кто ж позволит региональным депутатам лезть в федеральный карман? Когда-то схожие задачи решали собесы, однако в течение последних лет их целенаправленно оттирали от социального туризма, и прошлой зимой оттерли окончательно. И в общем-то не зря это сделали, с тех пор санатории и пансионаты стали вынуждены начать развиваться.

Но что делать с пенсионерами? Законопроект вразумительного ответа не дает.

Даешь решение?

В общем, двоякое ощущение остается от проекта туристического закона. С одной стороны, он значительно лучше прежних, а с другой - из 32 статей, содержащихся в нем, шесть вызывают недоуменные вопросы. Оптимизм вселяет лишь то, что законопроект не "мертвый". Он вполне может быть улучшен, для этого еще имеются и время, и возможности. Было бы желание.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах