Примерное время чтения: 7 минут
116

Марина Фокина: "Наш эфир не продается"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45 07/11/2001

Генеральный директор ВГТРК "Петербург" Марина Фокина всего год возглавляет петербургский филиал РТР - но рейтинг канала все это время неумолимо идет вверх. В чем же секрет успеха? Марина Фокина утверждает, что в "народности" возглавляемого ею телерадиоканала.

- Марина Львовна, как после сотрудничества с городской администрацией вы оказались на "Российском телевидении"?

- Я возглавляла собственную продюсерскую компанию, занимавшуюся в основном производством телевизионных программ. В начале 1998 года мы получили заказ на производство программы о деятельности администрации Петербурга. Мы назвали ее "Власть. Открытая политика" и работали около полугода, после чего я разорвала контракт. Я считала невозможным делать программу о деятельности одного конкретного человека. В среде профессионалов - телевизионщиков, имиджмейкеров - мое имя было достаточно известно. Я работала в Москве и на ОРТ, и на РТР, и в Санкт-Петербурге мы выполняли ряд заказов. На должность директора ВГТРК "Петербург" меня пригласил Олег Борисович Добродеев, и после мимолетных раздумий я дала свое согласие.

- Теперь вы являетесь директором государственного телеканала. Насколько в данных рамках можно говорить об объективности в подаче материала?

- Как раз в рамках государственного телевидения и радио можно и нужно соблюдать объективность - потому что оно частично финансируется за счет налогоплательщиков. Независимым СМИ быть объективными гораздо сложнее. Они, прежде всего, отражают интересы своих хозяев. Мы стремимся делать другое телевидение и радио, при этом выводить на передний план истинных героев. Не важно, кто они - профессора или кочегары. Главное, чтобы они были людьми созидательной судьбы, с созидательными принципами. Это - главное, к чему стремится сегодня моя команда. Наверное, судьба НТВ и сложилась так печально не из-за удушения свободы слова, а из-за того, что журналисты несколько неправильно поняли свою собственную роль, превратившись из журналистов в игроков. Нельзя путать эти две профессии.

- Насколько, по-вашему, сейчас на телерынке возросла роль государства? Нет ли тенденции исчезновения независимых СМИ?

- Хотелось, чтобы роль государства была велика. Государственное телевидение и радио являются посредниками между властью и обществом. На ВГТРК не дают никаких оценок: правильно ли действует президент и его команда и т.д. Но говорить о том, что государственное телевидение - главный законодатель телевизионной моды, конечно же, нельзя. Должны существовать различные каналы. Сколько бы их ни было, это будет только во благо. Но на сегодняшний день не выработан механизм получения правдивой информации. Прежде всего это проблема законодательная. Свобода слова и объективность неразрывно связаны с моральной ответственностью каждого журналиста - от корреспондента до главного редактора или генерального директора. Это - вопросы самоконтроля и самоцензуры. Цензуры у нас нет. Все материалы готовятся корреспондентами самостоятельно, никто не вмешивается в творческий процесс. Но каждый журналист сам, исходя из принципов самоконтроля, решает, можно ли выпускать в эфир ту или иную информацию.

- Скажите, пожалуйста, что такое "холдинг Черкесова", и если он существует, то какое место в нем занимает ваша компания?

- "Холдинга Черкесова" не существует. ВГТРК "Санкт-Петербург" никакого отношения к полпредству не имеет. Меня часто упрекают в том, что я провожу антигубернаторскую политику, а о Черкесове, наоборот, постоянно говорю что-то хорошее. Такое мнение необъективно. Аппарат Черкесова для нас - аппарат федеральной власти, и мы доносим до наших зрителей и слушателей официальную и объективную информацию о его деятельности, и только. Но мы - единственный телерадиоканал, не зависящий от местной власти. Поэтому можем себе позволить критику администрации города. Не критику губернатора, а критику всего управленческого аппарата. Мы не представляем только точку зрения "Вестей" или тех, кто обращается к нам за помощью. Чиновники любого ранга знают, что мы всегда звоним им, приезжаем и записываем их точку зрения. Готовы ли они ответить на данный конкретный вопрос - другое дело. Мы задаем вопрос начальнику КУГИ Валерию Назарову: почему старейший корт ликвидируется, а его территория отдается под застройку элитного жилья? Назаров отвечает, что там уже никакого корта нет, сплошная разруха. Приезжает съемочная группа и обнаруживает ухоженный корт, занимающихся на нем людей, которые своими силами и средствами поддерживают его в рабочем состоянии. Или другой вопрос - когда мы поднимаем тему строительства Кольцевой автодороги. Я сама автомобилист, и прекрасно понимаю, что такая разгрузка нашему городу нужна. Но мы не можем ее строить в ущерб многим тысячам горожан, которые сегодня живут в зоне строительства. Не секрет, что очень многие из них находятся за чертой бедности. И когда они лишаются последнего - своего жилья, то впадают в отчаяние. Конечно, сейчас мы можем разрезать ленточки и разгружать автотранспортные магистрали. Но почему мы должны это делать за счет интересов народа?

В чем основное преимущество нашей команды? В том, что нам удалось объединить журналистов вокруг любви к людям, которые являются главными героями наших программ. Остальное - то, что входит в понятие "эффективный менеджмент". Грамотное распределение финансовых ресурсов. Полное отсутствие "джинсы", заказных сюжетов, потому что это разрушило бы доверие ко всему, что мы делаем.

- Год назад "Аргументы и факты" брали интервью у начальника петербургских "Вестей" Антона Губанкова. Расскажите, что вам удалось сделать за истекший срок.

- Моя управленческая политика состоит в том, что начальники отделов отвечают за целое подразделение. Я работаю только с начальниками подразделений. Мы говорим о задачах, которые нужно решать - не об идеологических или политических, конечно, а о профессиональных: о сетке вещания, о том, как лучше выстраивать сюжеты, о том, как лучше выстраивать политику информационной службы. Но начальникам подразделений я даю возможность работать самостоятельно. В этом тоже залог успеха. До моего прихода в Петербурге был только один информационный выпуск "Вестей", рейтинг был 0,2 процента. За год мы полностью реформировали информационную структуру. У нас 6 информационных выпусков - при том же самом ресурсе. Можно, конечно, говорить о себе, как об эффективном менеджере, но я считаю, что в большей степени это - заслуга Антона и его команды. Сейчас наших корреспондентов все время приглашают работать в федеральных выпусках. Можно только радоваться за них. Но нельзя останавливаться на достигнутом.

- И чем в ближайшее время собираетесь порадовать зрителей?

- В ближайшее время мы запускаем два новых проекта. С 28 августа запустили новую сетку. Мы сделали дополнительный блок региональных выпусков - в 12.30 и 14.00 - информационная программа и программа Светланы Агапитовой "Погода в доме". Эта программа набирает очки и, конечно, является примером программы "народного телевидения". С 5 ноября запускается блок окружного вещания на Северо-Запад, который будет выходить одновременно на всей территории округа. И еще появится программа "Экстрим". Ее автор и ведущий - Александр Пореченков, известный как "агент национальной безопасности". Но кардинального изменения сетки вещания не будет. Нужно учитывать, что у нас всего 3 часа эфирного времени. Однако бригада работает так, как на обычном 19-часовом канале. Если бы нам нужно было перейти на 19-часовой режим вещания, мы сделали бы это за один день.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах