aif.ru counter
49

Вселенная - для людей

Мы привыкли к мысли, что человек - это случайность, а может, даже ошибка Природы. Но недавно появилась другая точка зрения - антропный принцип в космологии, который поколебал основы всей науки. Согласно этому принципу, Вселенная специально создана для человека! Как же так? Неужели наука смыкается здесь с религией: Бог сотворил мир, заранее зная, что владыкой в нем будет "венец творения"?

Мы привыкли к мысли, что человек - это случайность, а может, даже ошибка Природы. Но недавно появилась другая точка зрения - антропный принцип в космологии, который поколебал основы всей науки. Согласно этому принципу, Вселенная специально создана для человека! Как же так? Неужели наука смыкается здесь с религией: Бог сотворил мир, заранее зная, что владыкой в нем будет "венец творения"?

- Об антропном принципе на Западе спорят уже несколько десятилетий. И хотя его глубокое понимание связано с современной астрофизикой, суть дела достаточно проста, - объясняет Николай Петрович ИЛЬИН, профессор кафедры экспериментальной физики Санкт-Петербургского государственного технического университета. - Еще со школы мы помним, что физика устанавливает ряд мировых постоянных (констант) - заряд и массу электрона, массу протона, постоянные гравитационного и электромагнитного взаимодействий, ядерных взаимодействий и др. Численное значение этих постоянных получают из эксперимента. Известные физики Поль Дирак, Артур Эддингтон и другие заметили, что мировые константы как будто специально "подобраны" так, чтобы во Вселенной могли возникнуть условия, необходимые для существования живых организмов и человека.

- Что значит "подобраны"?

- Примеров хватает, но изложить их кратко, без грубых упрощений, невозможно. Скажем, очень незначительное изменение отношения величин гравитационной и электромагнитной постоянной привело бы к тому, что Солнце "нашего типа" (определяющее приемлемые для жизни температурные условия на Земле) просто не могло бы существовать. Речь идет об отклонениях порядка одной миллиардной от известных значений мировых констант. Еще пример: если бы отношение постоянных, определяющих сильные и слабые ядерные взаимодействия, было бы другим (здесь допускаются колебания в пределах одного процента), не могли бы возникнуть сложные органические молекулы, составляющие материальный "носитель" жизни.

Но важны даже не примеры, где сами ученые спорят о точности оценок. Важен несомненный факт "тонкой настройки" Вселенной на "волну жизни". Причем эта настройка проявляется на всех уровнях строения материи, от космического мегауровня до микроуровня. Другой вопрос, кто или что играет здесь роль "настройщика"?

- Наверное, многие ученые встретили этот принцип в штыки?

- Многие физики пытаются его опровергнуть. И появились две формулировки. "Слабый" антропный принцип утверждает: сложные структуры образуются "самопроизвольно" - таковы внутренние свойства материи. Жизнь - это великая галактическая случайность... А "сильный" антропный принцип строже: Вселенная устроена так, что должны появиться не только живые существа, но и "наблюдатели", разумные существа. Если "слабый" антропный принцип говорит о том, что человек возможен, то "сильный" - о том, что человек необходим Космосу!

- И какой из двух вариантов более обоснован?

- Сделать чисто научный выбор нельзя. По сути, в "сильном" и "слабом" варианте проявляются две различные философские позиции. В "слабом" - слегка завуалированный материализм. В "сильном" - то, что вернее назвать не идеализмом, а духовным пониманием мира.

- Выходит, что смысл антропного принципа так и не установлен научно?

- В вашем вопросе проявляется распространенный взгляд, будто настоящий "смысл вещей" открывают естественные науки. На самом деле, такой смысл нельзя найти без философского мышления. Еще в XIX веке русский мыслитель Николай Страхов (естественник по образованию) заметил: "Человек - величайшая загадка и величайшее чудо мироздания. Природа стремится к нему как к своему пределу". А это, согласитесь, и есть "сильный" антропный принцип.

- А ведь "сильный" антропный принцип подразумевает не только человека, но и Бога, "настройщика" Вселенной?

- Подразумевает, но не доказывает. Ничего страшного, область знания состоит не только из науки. По мнению И. Канта, для человека существует три предмета познания: Бог, природа и сам человек. И, соответственно, три области знания: богословие, естествознание и философия. Антропный принцип, выйдя из недр естествознания, оказался на стыке трех областей. И для полного понимания его необходим диалог ученых, философов и богословов.

Каждый человек изменяет мир вокруг!

Каково место человека в мироздании? На этот вопрос, тысячелетиями волнующий человечество, отвечает протоиерей Кирилл КОПЕЙКИН, секретарь Ученого совета Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии, настоятель храма Святых Апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургском госуниверситете. Отец Кирилл по своему первому, светскому образованию - физик, он кандидат богословия и кандидат физико-математических наук.

- Принятый наукой метод познания основывается на предположении, что сами свойства измеряемых объектов не зависят от наблюдателя. Но недавно выяснилось, что это не так. Эксперименты по проверке неравенств Белла в конце 70-х - начале 80-х годов показали, что некоторые параметры микроскопических объектов (скажем, координата или импульс) не существуют вне измерений. Именно не существуют, а не просто неизвестны нам, - и, самое поразительное, это можно проверить в эксперименте. Выяснилось, что многие качества, считавшиеся "объективно существующими", представляют собою результат взаимодействия наблюдателя с исследуемой реальностью. То есть наука, по существу, подошла к опровержению своих исходных предпосылок. Квантовая механика и теория относительности показывают, что "элементами" картины мира являются не "объективные" факты, но события, эффекты со-бытия человека и мира.

Это позволило Джону Арчибальду Уилеру, одному из крупнейших физиков ХХ века, выдвинуть гипотезу: само наблюдение делает мир таким, каким мы его видим. Основываясь на анализе процесса квантовомеханического измерения, Уилер предположил: возможно, именно миллиарды наблюдений порождают совокупный образ мироздания! Таким образом, наблюдатель, по мысли Уилера, в определенном смысле участвует в творении Вселенной, оказывается со-творцом Творца, со-работником Божиим.

- Но ведь человек - лишь крохотная песчинка во Вселенной. И весь необъятный универсум зависит от него? Ну что может он изменить в мироздании?

- Дело в том, что, с точки зрения христианства, человек - не микро-, а макрокосм. Как говорится в книге Экклезиаста, Бог "вложил мир в сердце человека" (мир - как полноту бытия, а не просто состояние мирности). Человек в определенном смысле включает в себя всю Вселенную. Но именно об этом и свидетельствует "антропный принцип". Он указывает на удивительно тесную взаимосвязь между параметрами человеческого существования и параметрами Вселенной. Если бы мировые константы имели чуть-чуть иное значение, появление и существование человека стало бы попросту невозможным!

Как известно, человеческое тело состоит из органических веществ, в первую очередь из водорода и углерода. Согласно теории Большого взрыва, водород образуется в первые несколько минут после возникновения Вселенной, затем облака водорода собираются в звезды, и в их недрах начинаются ядерные реакции, где образуются тяжелые элементы, в том числе углерод. И оказывается, что мировые константы "подобраны" так, что углерода образуется чуть больше, чем распадается. Когда звезда "догорает", она взрывается и тяжелые элементы выбрасываются в окружающее пространство. Каждый атом углерода в нашем теле некогда родился в недрах какой-то звезды, мы действительно сотворены из "праха мироздания", мы - по крайней мере телесно - дети звезд. Возникает ощущение, что уже в самом начале творения мира было "предусмотрено" творение человека.

Мы сводим жизнь до физиологических проявлений и создаем комфорт для тела, не осознавая своей глубины. Антропный принцип свидетельствует в пользу христианских представлений о сверхмирности человека. Он говорит и о том, что человек (каждый!) может изменять этот мир. О том же сказал Серафим Саровский: "Спасись сам - и вокруг тебя спасутся тысячи..." То есть когда меняется человек, изменяется структура мироздания! И факт Боговоплощения свидетельствует, что в человеке есть та глубина, которая позволяет вместить не только все сотворенное, но и Творца.

- Но такое впечатление, что мир не очень-то меняется от наших поступков, плохих или хороших...

- По Уилеру, то, что мы видим, - результат статистического воздействия людей, и отклонения незаметны. По христианской традиции, основное воздействие на мир человек оказывает своей глубинной природой. Это огромная редкость - чтобы человек переменился до самой глубины (как святые).

Человек - как айсберг, невидимая часть намного превосходит видимую, ведь весь мир заключен внутри него. По словам преподобного Исаака Сирина, "если войти в келью своего сердца, там можно узреть всю Вселенную". Или, как писал Рильке, "Единое пространство, там, вовне, / И здесь, внутри. Стремится птиц полет / И сквозь меня. И дерево растет / Не только там: оно растет во мне. И все живет слиянностью одной..."

Смотрите также:





Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Может ли татуировка помешать устройству на работу?
  2. Где должна храниться медкарта?
  3. Кто сколько сейчас получает в Петербурге?