Примерное время чтения: 7 минут
89

Оксана Дмитриева: "Хочу быть министром финансов"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50 12/12/2001

Она "правая", но против "непопулярных социальных реформ", была министром труда, но не стала чиновником, ушла в депутаты, основала свое движение, а теперь и партию. Зампредседателя Бюджетного комитета в Госдуме, Оксана Дмитриева считает, что власть сегодня по-прежнему страшно далека от народа.

Кризис будет...

- Оксана Генриховна, говорят, что нас в будущем году ждет кризис: цены на нефть низкие, бюджет будут сокращать, рубль упадет...

- У нас в бюджете на 2002 год доходы занижены на 170 миллиардов рублей, а при самом неблагоприятном стечении "нефтяных" обстоятельств мы теряем 190. Так что нефть - это не проблема, она в другом. У нас полтора года доллар стоял на месте. Рубль искусственно удерживается Центробанком. Как и в 1997-1998 годах, на это тратятся миллиарды долларов, и кончиться все может так же: в какой-то момент поддержка прекратится, и произойдет резкий скачок, при котором курс далеко обгонит реальный. Если бы в 97-98-м годах проводили плавную девальвацию рубля, то курс плавно поднялся бы до 11-12 рублей. Но вместо этого на удержание рубля потратили 16-17 миллиардов долларов и получили августовский кризис.

- Сейчас из той истории извлекли уроки?

- По-моему, нет. Власть упорствует в своих ошибках, да еще и порождает многочисленные бредовые идеи.

- Примеры "бредовых" приведете?

- Ну, например, идея о том, что нам очень выгодно платить долги, даже тем, кто этого не ждет. Любая нормальная страна будет искать возможность как-то убедить кредитора списать долг или реструктурировать. А мы готовы заплатить даже раньше срока.

Где деньги для бюджетников

- Но, может, пока есть "лишние" деньги, их лучше отдать кредиторам?

- Да какие же они лишние - их же есть куда направить, например бюджетникам. Нынешнее руководство, по-моему, абсолютно недооценивает ситуацию в бюджетной сфере. У бюджетников сейчас зарплата в три раза меньше средней. Это почти катастрофа. Я недавно посещала поликлинику у себя в округе, прошла по кабинетам и увидела всего двух врачей не пенсионного возраста. В школы, поликлиники, больницы молодые учителя и врачи не приходили уже лет десять.

- Но вот с 1 января обещают повысить в два раза зарплату...

- На деле никакой индексации в два раза не будет. Индексируется тарифная сетка, причем вдвое - только средние разряды. Но ведь у нас тариф - это 30-60 процентов оплаты, остальное надбавки. Поэтому реальное увеличение нужно смотреть по тому, сколько заложено в фонд оплаты труда. По федеральным бюджетникам он увеличивается на 40 процентов, таким и будет повышение. На мой же взгляд, их зарплату можно и нужно поднять хотя бы до средней. Деньги на это есть. Например, мы в следующем году должны заплатить по долгам Парижскому клубу 150 миллиардов рублей. А у нас зарплата всех бюджетников в сумме 110-120 миллиардов.

- Вас обвинят в популизме, мол, раздадим деньги, народ все проест, и что дальше делать?

- Наше правительство, по-моему, считает народ каким-то нахлебником, и не считает нужным думать, как ему лучше сделать. Мол, бюджет - это мое, у меня свои отношения с кредиторами, это наш общий клуб, министры финансов, приличная публика: Народ же где-то далеко: не выступает, так и давать ему нечего. Но ведь есть социальные обязательства, их надо выполнять прежде всего. Вот ты министр финансов, ты поставлен на это место - иди и договаривайся с Парижским клубом. Какие угодно доводы приводи, но только чтоб долг списали, причем аргументы-то по социальным обязательствам действуют, если их приводить.

- Но, может, кредиторам все это говорят, а они такие жестокие...

- Ничего подобного. В прошлом году мы добивались реструктуризации в Парижском клубе. С чем поехали? С огромными суммами доходов, которые не записаны в бюджет. А западному человеку не понять, как это можно, - не записать деньги в бюджет, в котором заложены расходы на социальные обязательства. Естественно, у него складывается ощущение, что денег у нас столько, что их вообще девать некуда. Почему бы тогда и не отдать долги?

Пенсионерам пока не везет

- Раз уж мы говорим о социальной сфере - вы активно занимались проблемами пенсионной реформы. Чего ждать пенсионерам?

- Если говорить о плюсах, то нам удалось добиться права для работающих пенсионеров получать пенсию в полном объеме. Вообще же пенсионная реформа плоха и для нынешних пенсионеров, и для будущих. Предлагается ввести обязательный тариф - 28 копеек с рубля зарплаты и отдать их в Пенсионный фонд, который вводит накопительную систему. В 2002 году из расходов фонда 32 миллиарда идет в накопительную часть, которую нам якобы когда-то отдадут. То есть сумма, которая могла пойти на пенсии ныне живущих пенсионеров, сокращается на 32 миллиарда. Для работодателя это налоговый пресс. Он не верит, что эти деньги когда-то его сотрудникам отдадут. Во всем мире государство не занимается таким накоплением. Чиновнику нельзя давать размещать средства, потому что его не проконтролировать. Везде госсистема строится на основе договора поколений, а накопительный элемент, добровольный и дополнительный, идет через негосударственные пенсионные фонды. Другая беда - нестраховые периоды. В 1998 году из стажа были исключены время ухода за ребенком, учебы, льготные исчисления стажа воевавшим в действующей армии, тем, кто жил и работал в блокаду, на Крайнем Севере и так далее. Три года страна пытается вернуть их назад, потому что нельзя задним числом ухудшать закон и жизнь людей, которые рассчитывали на эти льготы, - без толку. Сейчас кричат, что вернули уход за ребенком. Но это учли лишь для тех, кто будет сидеть с ребенком после 1 января 2002 года, и за пенсией придет лет через двадцать. А те, кого это реально волнует, остались за бортом.

Красные идут

- Как же такие "народные" законы пропускают народные депутаты в парламенте?

- У нас сейчас вряд ли можно вообще говорить о парламенте. В Думе сформировалось абсолютно послушное правительству большинство. Им как прикажут, так они и голосуют. Одна из функций парламента - отбраковывать явно плохие решения. А у нас Госдума штампует все, что только изобретает правительство. А сверху еще Совет Федерации, который в его нынешнем составе - это департамент кремлевской администрации. Поэтому если даже что-то проскакивает в Госдуме, то через верхнюю палату ничто уже не пройдет.

- Очень выгодная ситуация для власти. Вероятно, ее будут стараться сохранить и после следующих выборов в Думу?

- То, что власть упорствует в своих ошибках и не имеет парламента, который бы их отбраковывал, приводит к тому, что ошибки совершаются и усугубляются, а это дойдет и до общества. Поэтому на следующих выборах очень большие шансы есть у оппозиции, особенно левой. Я прогнозирую увеличение рейтинга и популярности коммунистов. Возьмите наш 209-й округ. Если тут большинство получает не просто красный, а коричневый, то можно представить, что творится в других городах.

- Вас называли кандидатом на роль представителя губернатора Петербурга в Совете Федерации, говорили и как о кандидате на губернаторское кресло.

- В Совет Федерации я, разумеется, не хочу, по уже указанным причинам...

- А губернаторство...

- У нас разве уже начались выборы губернатора? Нет? Вот когда начнутся, тогда и поговорим. А вообще, если вам так уж интересно, я хочу быть министром финансов...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах