Примерное время чтения: 5 минут
79

Где оставить четырехколесного друга?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5 30/01/2002

У автовладельцев, которых порядком "достали" разбитые стекла, выломанные замки, плохо освещенные дворы и высокие цены на платных автостоянках, казалось бы, есть только одна отрада - гараж. Запер машину - ни хлопот тебе, ни забот, не нужно прислушиваться к сигнализации и каждую минуту высовываться из окна, живи да радуйся. Увы: Статистика свидетельствует: около четверти хищений автотранспорта происходит именно из гаражей.

"Дешевые" сторожа

На днях в редакцию пришло письмо от Татьяны С. У нее недавно обокрали гараж. Не простой гараж, а в одном из старейших кооперативов города, на Дальневосточном проспекте, где около полутора тысячи боксов. Брали все: нужное (инструменты, импортную дрель, канистры с бензином) и ненужное (ватник, спинки от стульев). Всего обнесли семь гаражей. Преступников удалось задержать самой охране кооператива, их передали в милицию, начато следствие. Но подобное происшествие - капля в море. Председатель этого кооператива уверен, что такие случаи даже у него произойдут еще не раз.

Как выяснилось позже, гаражные грабители приехали в кооператив на краденой машине (старой ржавой "двойке" с чужим номером и липовым техталоном). Действовали двумя ломами, по-варварски, вскрывали и гаражи, и машины. Ничего, похоже, не опасались - один из обкраденных ими гаражей находился в двух шагах от пропускного пункта.

Сторожам злоумышленники при въезде сунули: десять рублей. Сумма, конечно, ничтожная, но это стабильная в таких случаях такса. Для "порядка" часто называют причину: "я к другу, он здесь сейчас", "забыл пропуск" и т.д.

Один из преступников когда-то работал в кооперативе, следовательно, знал, что туда достаточно легко проникнуть, знал, как именно нужно действовать. Арендаторы гаража рассказывают, что ремонтными работами на территории кооператива занимается большое количество людей, сопровождаемых огромным числом подмастерьев. Впрочем, эта ситуация наблюдается почти во всех кооперативах. Никто не знает, кто эти ремонтники, что за люди. И именно они всегда вызывают подозрение у автовладельцев.

Председатель кооператива сетует: кражи в городских гаражах происходят с завидной регулярностью. Так, в кооперативе, расположенном напротив, 31 декабря вскрыли 31 бокс. И у него даже есть на примете еще одна "автобанда", за которой охрана сейчас тщательно следит, но поймать за руку пока не удается. Какие меры следует принять? Те же, что и всегда: усилить охрану, ужесточить пропускной режим: Что же касается нерасторопных и легкоподкупаемых сторожей, то получают они очень мало, и нет никакой гарантии, что пришедшие на их место будут охранять более ревностно:

Рынок воровского "труда"

Не секрет, что автомобили грабят отнюдь не только в гаражах. Три четверти краж происходит на улицах города. Разбивают стекла, вскрывают двери и багажники, отрывают зеркала: Иногда это даже не кражи, а простой вандализм: идет, например, пьяный, автомобиль ему чем-то не понравился, он и отломал зеркало или еще как-то напакостил. Ну и "металлисты", таскающие на себе, помимо всевозможной атрибутики, звезды "Мерседесов" и кольца "Ауди".

Лично у меня нет ни одного знакомого, не ставшего бы жертвой "автоворов". Статистика таких преступлений, конечно, существует, но истинного положения дел ни в коей мере не отражает: в милицию пойдет, наверное, один из двадцати.

А куда идти? Все пути - и воров, и обворованных - приводят на авторынки города. Первые там сдают магнитолы, запчасти, колеса и прочее продавцам за сумму, в несколько раз меньшую реальной стоимости. Потом приходят жертвы - знают, что на рынке можно купить то, что украли, раза в два дешевле. И покупают - плюются, но покупают, иногда, может быть, и свое собственное. Система скупки-продажи ворованного налажена давно и действует без сбоев.

Кто виноват?

Татьяну С., естественно, интересует, к кому в этом случае предъявлять претензии. Юристы комментируют эту ситуацию следующим образом. Ответственность несет юридическое лицо, с которым составлен договор, а не сторож и не председатель, являющиеся наемными работниками. Поэтому иск о возмещении вреда нужно предъявлять юридическому лицу. В Гражданском кодексе сказано: хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение. Тем же, кто не исполняет эти обязательства, придется отвечать по закону.

Если же в договоре с кооперативом есть пункт, что он не несет никакой ответственности (логика составления таких договоров очевидна), то все равно можно не волноваться: в суде соглашение не признают, потому что оно составлено с нарушением Гражданского кодекса.

Что делать?

Что все-таки следует предпринять, чтобы твоя машина не пострадала в гаражных стенах? Как правило, преступники взламывают замки или спиливают дверные петли. Поэтому для них большой неприятностью будет комбинация из двух замков - "сейфового" внутреннего и навесного. Если вы не смогли установить внутренние петли, то к воротам гаража следует приварить изнутри металлические крепления, которые не дали бы воротам открываться. Таких вариантов может быть много, особенно распространены цепные "растяжки".

Голубая мечта многих гаражных арендаторов - колючая проволока, через которую пропущен электрический ток. Шутка, конечно, но некоторые экстремальные средства действительно существуют. Например, на сиденье водителя кладут электрошоковый коврик (напряжение 40 киловольт). Некоторые пользуются даже минами, при взрыве которых вор получит травмы ног. Правда, это из разряда экзотики - меру все же нужно знать.

Но самое эффективное средство от автомобильных краж - оставлять машины не в гаражах, а парковать их под окнами отделения милиции. Хотя и это, говорят, не всегда помогает:

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах