aif.ru counter
128

Пилот подводных кораблей

Кто такой Жак Ив Кусто, объяснять не надо. Кто такой Огюст Пикар - знают многие. И далеко не все догадываются, что в нашей стране тоже был создан так называемый гражданский обитаемый подводный флот, который в научных и промысловых целях бороздил морские глубины от Антарктиды до Баренцева моря. Был такой флот - 20 аппаратов. От него остался один аппарат, стоящий на территории ВСЕГЕИ, да капитан (он же пилот, он же конструктор) маленьких субмарин Михаил Гирс. И его воспоминания, фотографии, трофеи.

Кто такой Жак Ив Кусто, объяснять не надо. Кто такой Огюст Пикар - знают многие. И далеко не все догадываются, что в нашей стране тоже был создан так называемый гражданский обитаемый подводный флот, который в научных и промысловых целях бороздил морские глубины от Антарктиды до Баренцева моря. Был такой флот - 20 аппаратов. От него остался один аппарат, стоящий на территории ВСЕГЕИ, да капитан (он же пилот, он же конструктор) маленьких субмарин Михаил Гирс. И его воспоминания, фотографии, трофеи.

Жертвы чужого суверенитета

- Михаил Игоревич, а что случилось с остальным вашим флотом?

- Погиб. Году в 1975-м было принято решение организовать единую базу для таких аппаратов в Севастополе. Ведь мы работали в Министерстве рыбного хозяйства, изучали рыбные запасы - где какая рыба водится и стоит ли ее там ловить. В каждом морском бассейне работала своя группа - один или несколько подводных аппаратов и суда-носители, потому что были аппараты, которые весили около 50 тонн, и только специально оборудованные корабли могли справиться с этой задачей. Два судна, например, носили такие красивые названия - "Ихтиандр" и "Одиссей". Министерство рассудило, что собрать всех в Севастополе - это хорошо, были созданы необходимые условия, ангары специальные, причалы, народу нас там работало около двух тысяч. Там же и ремонтная база была.

- И при дележе страны аппараты не поделили?

- Об этом даже разговора не было - тогда бурно делили военный флот. И все, что мы нажили за много лет, осталось в Севастополе. Несколько лет эти аппараты еще были в относительном порядке, я их нанимал - за большие деньги! - для работ на Балтике. Знаете, что я чувствовал при этом? Ведь все они были спроектированы и построены в Ленинграде и в Москве, при нашем непосредственном участии, - и я должен был нанимать наше родное! А потом мы не смогли продолжать на Балтике, и аппараты "за ненадобностью" были погублены. Один "Бентос", красавец, подводная лаборатория на 12 человек, 500-тонная субмарина, лежит на камнях под Новороссийском вместе с судном-носителем. Другой затоплен в Южной бухте в Севастополе - только рубка торчит. Многие аппараты были проданы за границу на металлолом вместе с уникальными судами-носителями.

Фарфор и химия

- На Западе модно искать сокровища с затонувших кораблей - например, золото с испанских галионов. Вы не искали клады?

- Было дело, нас приглашал один швед, живущий в Сингапуре, который специализируется на поисках сокровищ под водой. Ему стало известно, что у берегов Вьетнама уже триста лет лежит судно с китайским фарфором, которое долго искали и никак найти не могли. Он договорился с вьетнамскими властями, нанял судно, водолазов, наших ребят, и они подняли весь фарфор до последнего блюдечка. Заплатили вьетнамцам, сколько им причиталось по договору, а остальное продали на аукционе. Он мне у себя в Сингапуре показывал тот фарфор - красоты необыкновенной, всякие чашечки, вазочки, курительницы.

- А Янтарную комнату не пробовали искать?

- Нет, но мне предлагали поискать нацистский золотой клад в одном из горных озер в Австрии, куда они якобы сбросили награбленное. Ничего у организаторов этой экспедиции, насколько мне известно, не получилось. Я читал, что в этом озере со дна достали сундук, но там только архивные документы, никаких пока сокровищ не обнаружено.

- Что же вы тогда искали на Балтике?

- И в Первую, и во Вторую мировую и наши, и немцы затопили тысячи тонн химического оружия. Нас пригласили Морской экологический патруль, морские геологи из ВСЕГЕИ, надо было обследовать эти районы, чтобы определить степень заражения воды.

От пассажиров остались только очки

- А утопленников вы когда-нибудь видели?

- Это были не совсем утопленники - я видел то, что осталось от пассажиров корейского "Боинга", сбитого нашим летчиком 1 сентября 1983 года над Татарским проливом. Три месяца мы там проработали.

- Вы искали самолет?

- Да. Нас буквально на следующий день вызвали на место катастрофы, и наши специалисты сразу сказали, где надо искать. Но военные почему-то упорно приказывали искать в других местах, поэтому когда через 45 суток "Боинг" все-таки нашли (там, где и предполагали), от тел уже мало что осталось - крабы, рыбы и бокоплавы (крупный планктон) постарались. Может быть, поэтому впоследствии активно развивали версию "пустого самолета" - мол, кроме экипажа никого не было, а самолет летел специально с целью засечь наши позиции.

- А вы в это не верите?

- Я видел целое пассажирское судно, набитое родственниками погибших, - они плакали и бросали венки в воду, они просили нас достать хоть что-нибудь со дна на память. Нельзя подкупить столько людей. Я никаких версий уже давно не выдвигаю - в этом деле слишком много странностей. Например, среди обломков лежат книги, доллары, великое множество очков, одежда, но ни одного чемодана или дорожной сумки.

- Эти фотографии со дна вы делали легально?

- Делал легально, нелегально оставлял себе некоторые копии. Мы ведь должны были отснять галс за галсом все место катастрофы (а оно большое), потом эти снимки предполагалось сложить, как мозаику, на полу спортзала школы в Невельске и сверху сфотографировать. Мы отсняли половину массива - и нам отменили приказ. Все основные пленки, все снимки мы отдали военным, но кое-что сумели оставить, как и этот кусок "Боинга", который лежит у меня на полке. Здесь даже заводской номер есть.

Подводный орел

- Утопленники - это не для нервных. А что-нибудь занятное на дне вам попадалось?

- Видел массу бутылок на дне, уж не знаю, с записками или без, видел телефонный аппарат, в Черном море попался утонувший орел. А в бухте Провидения на Дальнем Востоке на дне меня встретил настоящий трактор.

- А живность интересная попадалась?

- Да сколько угодно. А одна рыба на нас напала. В Красном море мы уже поднимались, видели поверхность, вдруг летит какое-то тело, как торпеда. Смотрим - это меч-рыба. И со всей силы она в нас бах! - "мечом" огрела. Развернулась, снова атаковала. К сожалению, тогда кончилась пленка, не смогли заснять это нападение. А когда нас подняли, я увидел на борту нашего аппарата изрядную царапину. Как она свой "меч" не поломала - не понимаю.

- Кусто рассказывал, что ему как-то довелось снимать ныряющую за рыбой птицу.

- И я такое видел! И тоже не снял - опять пленка кончилась. Однажды в Анадырском заливе на глубине 80 метров мы вдруг увидели, что к нам приближается какое-то небольшое тело, как будто летит. Когда оно "подлетело" ближе, мы поняли, что это кайра, крупная водоплавающая птица, нырнувшая на такую глубину, и она действительно шевелила крыльями, двигаясь при этом с изрядной скоростью. Кусто подобный случай заснял, он молодец, но на него целая индустрия работала. А про наших кто знает? Нам сейчас и показать нечего.

Смотрите также:





Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Когда в Петербурге включат отопление?
  2. Правда, что в Петербурге установлен температурный рекорд последних 136 лет?
  3. Как оформить визу в Финляндию после 1 сентября 2019 года?
Сколько денег вы потратили на обновление осеннего гардероба?