О том, что лучший вратарь недавнего чемпионата мира по хоккею - петербуржец, знают все. Что корит себя за четвертую шайбу, пропущенную от словаков и лишившую сборную России золотых медалей, тоже. Но корреспонденту "АиФ" бывший голкипер питерского СКА открылся с неожиданной стороны.
Два разных "русских духа"
- В конце прошлой недели две сборные России - футбольная и хоккейная - встречались с президентом Путиным. От имени хоккеистов говорили вы. На правах главного патриота или лучшего игрока?
- Что касается приза лучшему вратарю турнира, который до меня из наших присуждался только Владиславу Третьяку, то по обыкновению, от каждой команды-призера какие-то игроки должны быть выделены, вот от России и выбрали вратаря.
- А насчет патриотизма? Можно сказать, что спор между "нашими" и "легионерами" для российской сборной теперь решен окончательно - и притом не в пользу энхаэловцев?
- Не думаю. Уровень мастерства у играющих в НХЛ однозначно выше, чем у россиян. Но играющие здесь побеждают за счет того, что живут в России и знают, насколько важна каждая частная игра для страны.
- Если взять две сборные - олимпийскую под руководством Фетисова и нынешнюю, михайловскую, кто бы у кого выиграл?
- Такой матч возможен только гипотетически. На Олимпиаде у Фетисова с чехами очень большую роль сыграл вратарь Хабибулин, а у нас, повторяю, все отрабатывали, как нужно.
- То есть различие в "русском духе" у двух разных сборных России вы признаете. Мы его тоже заметили: ваша команда 9 мая обыграла финнов, а два года назад русские легионеры здесь, в Петербурге, в канун Дня Победы сдались латышам...
- В 2000-м сборную погубила самоуверенность. А вообще - да: у ребят в НХЛ потеряна эта нить. В День Победы в любом случае, даже если не выигрывать, надо биться от начала до конца. Ведь перед телевизором какой-нибудь ветеран, у которого проблемы со здоровьем, может умереть. Я был на четырех чемпионатах и видел абсолютно разное отношение энхаэловцев к делу, и понял - где бы ни играл человек, если он приехал играть за Россию, то должен вкладывать свою душу в каждый матч, в каждый эпизод. Я, например, чтобы во время игры помнить, кто я и честь какой страны защищаю, читал Гоголя. Это мог быть какой-то другой наш классик, но так получилось, что я привез с собой в Гетеборг Гоголя.
От Джека Лондона до Библии
- Почему вы говорите, что это мог быть кто-то другой?
- Русская классика - Толстой, Достоевский - в принципе осталась для меня нетронутым слоем. Хотя "Мастера и Маргариту" я прочел лет в пятнадцать, а эта книга тоже считается классикой... Сейчас активно восполняю пробелы. Раньше больше тянуло на иностранцев. Мальчишкой я хотел походить на героев Джека Лондона - нравилось, что они достигают поставленной цели, не изменяя при этом своим принципам. Лет в семнадцать увлекся Стивеном Кингом и сейчас, кажется, прочел все его романы. Каждую новую книгу жду с нетерпением.
- Кинга можно назвать вашим любимым писателем?
- Нет, пожалуй, самым любимым останется Сэлинджер. Когда я закрыл "Над пропастью во ржи", то минут 30 не мог пошевелиться. Пронзительная книга. Пожалуй, такого я больше в жизни никогда не испытывал. Я не думал, что бывают такие книги. Если б когда-нибудь мне удалось стать писателем - а такая мечта в детстве была - я бы хотел создать что-то вроде "Над пропастью во ржи" или "Опрокинутого леса". Хотя, конечно, понимаю, что приблизиться к Сэлинджеру никогда не смог бы.
- Кто еще из "американцев" оставил след в душе Максима Соколова?
- Драйзер, Фицджеральд. "Американцами" я занялся уже лет в 25, а после Стивена Кинга, лет с 22, у меня был "испанский" период. Маркес, Борхес, Кортасар... В последнее время меня заинтересовали различные религиозные течения. Перед самым чемпионатом мира закончил книгу современного греческого философа Казанзакиса, мало известного у нас, в России. Много интересного нашел у русских мыслителей начала XX века - Франка, Сергея Булгакова. А вообще всегда со мной одна книга - Библия.
Свой среди чужих и т. д.
- Насчет писательства - это серьезно?
- Трудно сказать. Пару лет назад думал, что когда-нибудь поднакоплю денег и займусь всерьез - буду брать уроки литературного мастерства и все такое. Но сейчас понимаю, что исполнить детскую мечту для меня все более и более проблематично. Писательская перспектива отдаляется, и я особенно остро почувствовал это сейчас, после чемпионата мира. Он дал мне уверенность в том, что я могу играть на таком высоком уровне, но придется еще больше работать, чтобы хватило здоровья. Значит, хоккей будет отнимать времени больше, чем прежде. К тому же сейчас у моего маленького сына, тоже Максима, появляется осмысленность, и мне становится интересно с ним общаться. Это тоже отнимает время.
- Но вам должно быть жутко одиноко. Спортсмена из игрового вида спорта, интересующегося русской литературой, я прежде встречал только одного - тренер "Зенита" Вячеслав Мельников в свою бытность футболистом как-то читал на пляже томик Чехова.
- Да, друзей, разделяющих мои увлечения, у меня в хоккее почти нет. Среди хоккеистов у меня нет соответствующего круга общения, а с остальными трудно, поскольку они видят во мне прежде всего "хоккеиста". До вас о книгах у меня ни с кем из журналистов речь не заходила. Никто не спрашивал.
- Как же вы с этим всем живете?
- Так и живу. Временами, правда, мне кажется, что проживаю чью-то другую жизнь, не свою. Но так получилось, что деньги зарабатываю хоккеем, и изменить это мне уже не дано.
- Выходит, есть как минимум два Максима Соколова. И Соколов в хоккее - это совсем не Соколов для себя, каким его, например, знает жена.
- Да, временами один из другого "вылезает". Но до сей поры они друг другу никак не вредили.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть