Примерное время чтения: 7 минут
83

Метро: 2003, 2005 или 2010?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25 19/06/2002

Питерские власти, официальная и неофициальная геологическая наука по-разному оценивают задержку работ на размыве между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества"

К юбилею не успеют

Даже непримиримые противники, губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев и спикер СФ Сергей Миронов совсем недавно сходились во мнении, что к 300-летию города восстановить метро реально. Отставание от графика подрядчика - итальянской фирмы Impregilo S.P.A. - NCC Int. AB - казалось и Яковлеву, и Миронову несущественным.

Между тем еще с февраля по городу ползли слухи, что работы под землей прекращены. В конце мая начальнику "Метростроя" Вадиму Александрову пришлось признать факт остановки 1000-тонного проходческого щита "Виктория" из-за "нарушений гидроизоляции". Однако датировал Александров неприятность не февралем, а 11 апреля, и обещал растормошить стального "крота" к середине июня. Середина июня пройдена - "Виктория" по-прежнему недвижима. Теперь ее обещают запустить "в течение ближайших месяцев". А под эту формулировку подходят и два месяца, и полгода.

Чтобы пустить поезда по перегону "Лесная" - "Площадь Мужества" в мае 2003-го, нужно было прорыть оба тоннеля-дублера, обходящих участок размыва, к концу ноября, после чего заняться их "начинкой". До своей остановки "крот" прокопал, по одним данным, 130 из 770 метров первого тоннеля, по другим, - вдвое меньше. Теперь максимум, что можно успеть к 300-летию Петербурга - это соорудить два подземных хода. И то если не случится ничего неожиданного.

Смольный верит в итальянцев

Председатель комитета по транспорту Администрации Петербурга Алексей Чумак успокаивает народ как может. Он утверждает, что "нештатная ситуация" на аварийном отрезке Кировско-Выборгской лишь на два-три месяца увеличит сроки работ и что тоннели должны быть построены до конца 2003 года. В трактовке Чумака "Виктория" замерла в ходе испытаний - оставляемая за нею конструкция якобы не выдержала испытаний на давление. Сейчас итальянцы, мол, везут на стройку дополнительное оборудование. Когда его спустят под землю и смонтируют, проходческий щит станет более устойчив. В общем, по мнению представителей Смольного, под землей все идет по плану и пока нет оснований менять подрядчика.

Впрочем, у Комитета по транспорту и не может быть другой позиции в отношении Impregilo S.P.A. - NCC Int. AB. На выгодный контракт по восстановлению питерского метрополитена с общей стоимостью работ в 180 миллионов долларов претендовал не только итальянско-шведский концерн. Были и более опытные кандидаты, чем фирма, созданная в 1994-м - за год до того, как в декабре 1995-го плывун ворвался в тоннели под Политехнической улицей. Кроме того, комитет Чумака выступает в роли заказчика работ на размыве и должен отвечать перед городом за все происходящее. А в контракт неизвестно как попало условие, согласно которому заказчик не имеет права осуществлять контроль за качеством выполняемых в процессе строительства работ. Все претензии по качеству предъявляются на стадии передачи законченного объекта заказчику.

В итоге контролировать, что творится под землей, не могли даже работники Госгортехнадзора. Это обстоятельство выявила группа экспертов под руководством ректора Санкт-Петербургского Горного института Владимира Литвиненко. Она готовила доклад к совещанию по 300-летию, которое проводил в Петербурге президент России Владимир Путин. По итогам совещания глава Госстроя РФ Анвар Шамузафаров заявил о создании специальной комиссии, призванной до конца июня разобраться со сроками и перспективами восстановления метро. Алексею Чумаку, по его словам, о работе этой комиссии ничего не известно.

Менять, ко всем чертям?

Эксперты во главе с Литвиненко вскрыли много любопытного. Проходческий щит уже на выходе из так называемой стартовой камеры серьезно отклонился от заданного направления, из-за чего итальянцы были вынуждены прокладывать подземную трассу по новому маршруту. Затем прорвало уплотнитель между бетонными кольцами, установленными щитом. Но дело не в резине, не выдержавшей нагрузку на 2/3 от расчетной. Вся применяемая итальянцами конструкция несовершенна: пока порода на нее давит равномерно, все хорошо, а если на разные кольца давить по-разному, они будут смещаться друг относительно друга и нарушать герметичность уплотнителей, открывая путь в тоннель плывуну. Поскольку порода на участке размыва неоднородна, "обделка" ремонту не подлежит, а резина склонна к старению, новых неприятностей не избежать.

Но больше всего вреда нынешняя стройка способна принести, когда "крот" пересечет магистраль городской канализации. Отбросы из северной части Петербурга отводятся одной-единственной трубой-коллектором. Технология итальянцев небезупречна, и, если новый тоннель даст осадку, будет нарушена целостность коллектора и может произойти "экологическая авария". То есть, если коллектор просто завалит породой, Гражданка надолго (пока другой проходческий щит не пророет новый коллектор) рискует остаться без канализации и утонуть в собственных нечистотах. А если в коллектор ворвется тот самый "плывун" и смесь песка и воды начнет "утекать", освобождая пустоты в почве, на поверхности начнет опускаться грунт и будут падать здания. Нечто подобное происходило в начале 70-х при прокладке Кировско-Выборгской линии по самому первому варианту - как карточный домик сложился заводской корпус завода "Аврора".

Выносить приговор "семерка" права не имела, она только высказала мнение, что ряд произошедших инцидентов свидетельствует о неготовности Impregilo S.P.A. - NCC Int. AB к ведению работ. Владимир Литвиненко сейчас говорит о необходимости срочной государственной экспертизы - такой орган может сделать вывод о технической способности итало-шведского концерна продолжать работы.

Прочь из-под улицы Карбышева

Литвиненко и его коллеги неоднородность грунта на участке "Лесная" - "Площадь Мужества" объясняют органическими компонентами (бактериями) и утечками из коллектора и с предприятий различного профиля. Но в Петербурге есть небольшая группа ученых, объясняющих все проблемы этого места тектоническими нарушениями. По их мнению, между прочными базальтовыми платформами, уходящими основанием в глубь планеты, есть небольшие промежутки, своего рода "шрамы". В них столетиями и тысячелетиями скапливаются осадочные породы. Официальная геологическая наука считает, что такой слой имеет собственную упругость и может "держать" нагрузку. Инакомыслящие во главе с Адамом Гликманом утверждают, что это не так, и даже разработали собственный метод обнаружения "шрамов".

В 1996-м, вскоре после аварии, Гликман и НТФ "Геофизприбор" вместе с прочими научными группами анализировали причины случившегося и обнаружили под трассой Кировско-Выборгской линии свои любимые тектонические нарушения. "Плывун" имеет под Политехнической ширину 40 метров, а прорвало только на 6 - как раз там, где пролег один из "шрамов". Попутно эти исследователи "просмотрели" улицу Карбышева и решили, что прокладывать обходные тоннели вдоль нее нельзя - там тоже не все ладно с тектоникой. Против улицы Карбышева "воевал" и начальник училища военных строителей Павел Ваучский.

Однако к мнению Ваучского не прислушались, а результаты работы НТФ "Геофизприбор" таинственным образом исчезли и из сводных отчетов, и из сейфа председателя комиссии по строительству ЗакСа.

Рыть начали под Карбышева - и остановились как раз в том месте, где "Виктория" пересекла очередной "шрам". Адам Гликман полагает, что из-под Карбышева нужно уходить, а прорытый тоннель - бетонировать. Прийти к такому же выводу представителям "официальной науки", видимо, помешали идейные разногласия, а также тот факт, что один из "семерки" - доктор Голицынский - в свое время поддержал вариант с улицей Карбышева.

Где же, когда же?

Альтернативных вариантов было два. Первый - выводить метро на поверхность, второй - взять вправо в сторону железнодорожной станции Кушелевка и построить дополнительную станцию. Любой из этих вариантов оттянет воссоединение Кировско-Выборгской линии не на два-три года, а лет на 5-7, поскольку сопряжен со значительными сложностями.

Но и в перспективы итальянцев верится с трудом. Если, как утверждают злые языки, щит действительно просел на полметра (причем в феврале, а не в апреле), и если под ним действительно (как утверждают Гликман и КО) пустота, то ни нагнетанием бетона в эту бездонную пропасть, ни дополнительными домкратами проблему не решишь. Тем более что дальнейшая реализация итальянского проекта угрожает безопасности Петербурга - в этом ученые сходятся независимо от существующих между ними разногласий.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах