Примерное время чтения: 5 минут
204

Нет никого красивее петербургских старух

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19 07/05/2003

Имя Вадима Гусева - известное среди петербургских художников. Он - один из старейшин, впрочем, сам себя именует просто "дядя Гусев". "Рисунок дяди Гусева" - так называлась рубрика в "Веселых картинках", но главное, Вадим Иванович иллюстрировал детские книжки, на которых выросло не одно поколение: Маршака, Введенского, Хармса. Дядя Гусев и сам детский поэт. Вадим Иванович оформлял первую книжку своего младшего друга Олега Григорьева "Чудаки". На памятном экземпляре Олег тогда написал: "Отцу моему Гусеву". ("Потом жена долго выясняла, от кого я его родил", - веселится Вадим Иванович).

"Дядя Гусев" и в нынешних условиях, когда детскую литературу наиболее ярко стал представлять Гарри Поттер, бьется за возрождение знаменитого "Детгиза", печатавшего лучших отечественных авторов. И для начала издал дюжину оригинальных книжек, состоящих: только из обложки. Но каждое мини-издание умудряется включать в себя уже ставшие классикой стихи (из скромности Вадим Иванович поместил лишь одно свое поэтическое творение), рисунки, а на последней странице еще и рекламные гусевские слоганы, к примеру: "Книга вся в одной обложке - дорогого понемножку" или "Намотай себе на ус: тоньше книга - тоньше вкус".

Ну а в эти дни в Музее-квартире Блока неуемный Гусев открыл выставку, 16 мая здесь состоится творческий вечер, на котором художник будет читать свои стихи, петь. Между прочим, с Блоком у Гусева давние и непростые отношения. И разногласия касаются вовсе не искусства, а: женщин.

Воспитаем петербургскую старуху

- Я с Блоком всю жизнь спорю, потому что мне жалко его супругу Любовь Дмитриевну, - признается Вадим Иванович. - Я очень женщин люблю и жалею. На выставке в основном женские портреты. И тут разногласие с Блоком: у него "Незнакомка", а у меня - "знакомки". Меня больше всего интересуют петербургские старухи. Не видел никого красивее! Это то, что называется гранд-дама, но она может представлять любое сословие, она всегда гранд-дама - на кухне или в концерте. Молитвами такой старухи и живем, на ее плечах ответственность за семью, да за все на свете. Женское начало - очень важная штука, вся культура держится на женщинах, если бы барышни сами не пописывали стихи и не читали Пушкина, кто его оценил бы? Читатель делает поэта, а поэту надо с кем-то разговаривать хотя бы мыслями, к кому-то обращаться.

- Мне кажется, петербургских старух не осталось.

- Не все пропало, мы можем их возродить из наших детей. Неплохая задача.

Буратино против Поттера

- Кстати, насчет детей, может, современные уже не будут читать Маршака?

- Ой, не бывает такого! Конечно, Гарри Поттер появился, но не думаю, что Буратино побежден. Между прочим, "Детгиз" эту книгу издавал, для него и написана, и любопытна в том смысле, как художник работает с писателем: Толстой и Малаховский всегда работали бок о бок, на диванчике, не было, чтобы кто-то от кого-то прятался. Малаховского потом расстреляли, знакомые нам иллюстрации сделал Мурадов.

- Как вы объясняете, что в советское время лучшие художники рисовали для детей?

- Васнецову, Курдову, Лебедеву и другим претило писать Ленина с красными флагами, вот и ушли в детскую книгу - нормальная ответственность художника. Мастера, с которыми я работал, были очень разносторонне одарены, как в эпоху Возрождения или нашего "Мира искусства". И многое успевали в творчестве, потому что, очевидно, умели не суетиться.

- Как это вам пришло в голову сделать книжку в одной обложке?

- Тоже женщины толчок дали. Были знакомые, которые ругались, что нет хороших открыток, вот и решил сделать открытку-книжку. Издали 12 штук, это же шикарная библиотека. Одна маленькая девочка мне комплимент сделала: "Я уже четыре книжки прочитала!", и я вспомнил, что в детстве тоже любил тоненькие книжечки и радовался, что прочел.

А знаете, я себя ощущаю десятилетним ребенком, и мне нравятся взрослые, которые внутри остаются детьми.

Много хороших не бывает

- Вы всегда умудряетесь что-то придумать или бывали времена, когда сидели без работы?

- Это мне напоминает очень смешную фразу, недавно слышанную в Союзе художников: "Много хороших художников, а они сидят без работы". Много хороших не может быть по определению. Да и как это художник может сидеть без работы?!

- Я имела в виду - без заказов.

- А Ван Гог? А Мандельштам, который кричал на лестнице одному молодому еврейскому поэту, который жаловался, что его не печатают: "А Христа печатали?" Пушкин половину созданного не напечатал, и умер в долгах.

- Поставлю вопрос по-другому: на что же художнику кушать и кормить любимую женщину, воспитывая из нее "петербургскую старуху"?

- Кушать! За искусство вообще брать деньги нельзя. "Пишу для себя" - вот главное, а уж потом - "продаю за деньги". В трудный путь художника нельзя пускаться налегке, нужно хотя бы в зачатке иметь в душе - "во имя чего". Вот моя грамота. Ну а насчет жены, так когда моя Елена Львовна спросила: "Можно, я не буду ходить на работу?", я ответил: "Вот суп, полтарелки твои, полтарелки мои". Я книжками зарабатывал. Даже когда все рухнуло, как-то прожили на дачных заготовках. Сейчас пришлось вот устроиться, сегодня целую ночь охранял туристское бюро. Им жалко денег на сигнализацию, дешевле посадить нескольких таких Гусевых. Что, если придется стрелять? Смогу, я ведь казак!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах