Примерное время чтения: 7 минут
399

Пропащая экспедиция

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30 23/07/2003

В этом году с Большой Земли в Антарктиду отправилась 48-я Российская антарктическая экспедиция (РАЭ). Раньше о полярниках писали много - воспевали нелегкие трудовые будни мужественных людей. Между тем и сегодня будни полярников не менее суровы, чем раньше. Поразительно, но ни в одном из средств массовой информации не было сказано о том, что нынешний год стал для антарктического мира трагическим: погибли четыре человека. А руководство РАЭ уверяет, что в этой ситуации нет ничего экстраординарного. Умерли?.. Людям вообще свойственно умирать.

Жидкость, дверь, гепатит

В марте этого года врач антарктической станции "Прогресс" пожаловался на плохое самочувствие. Его на судне отправили в Кейптаун, к врачам. Не дошли где-то 600 миль - врач умер. Позже выяснилось, что врач болел гепатитом Б. Судно развернулось и пошло обратно. Хоронить врача.

Вскоре произошло новое ЧП. Судно "Академик Федоров" привезло 48-ю РАЭ на смену 47-й. Встретились друзья из разных экспедиций. Видимо, решили обмыть встречу. И обмыли: Выпили какую-то техническую жидкость. Пять человек отравились. Двое - насмерть. Троих откачали, один из них чуть не потерял зрение.

Но на этом страшная полоса в Антарктиде не закончилась. Погиб мужчина из 48-й РАЭ, которого отправили поливать взлетную площадку вертолета. Дело в том, что дверь гаражного помещения, откуда вытягиваются водяные шланги, нужно было прочно зафиксировать. Парень этого не сделал. И когда вертолет садился, мощный поток воздуха распахнул дверь (весом не меньше тонны), и она просто смяла полярника. Он умер через три дня. Совершенно случайно эта смерть была снята на видео - в вертолете люди запечатлевали свое прибытие на станцию:

Так тремя могилами в Антарктиде стало больше. Тремя - потому что одного из полярников отвезли хоронить в Россию, таково было требование его матери.

Все это мне рассказали двое участников 47-й РАЭ. Они попросили не называть их имен - не хотят потерять любимую работу. Но им показалось неправильным, несправедливым, что смерти четырех полярников оказались "замолчанными", скрытыми от всех.

Космическое сравнение

За комментариями я обратился к начальнику Российской антарктической экспедиции Валерию Лукину. Разговор получился довольно любопытным.

- Правда ли, что в этом году в Антарктиде погибли несколько человек?

- Ну, считайте, правда. Ну и что? - спросил в ответ Лукин. А затем философски продолжил: - Человек смертен. И не всегда умирает в больнице или у себя дома. Человек может умереть и в Антарктиде. За 48-летнюю историю экспедиций умерло несколько десятков людей.

- Почему это произошло? Проводились какие-то внутренние служебные проверки?

- Естественно, проводились. Обратитесь в прокуратуру и узнайте количество отравившихся по Санкт-Петербургу, - неожиданно продолжил Лукин. - Или по России. Узнайте, сколько человек у нас ежедневно травятся различными техническими жидкостями.

- Понятно, что во много раз больше, но:

- Вот! А люди, которые едут в Антарктиду, те же самые, что здесь! Мы же не выращиваем их в специальных питомниках, где они с молоком матери впитали все необходимые уставные требования и так далее. Поэтому я не вижу здесь принципиального вопроса. Люди погибают в авиа- и автокатастрофах, на производстве. У нас процент просто ничтожен. Не важно, где человек живет и кем работает! Он рождается и умирает. При чем здесь Антарктида?

- Вы не видите разницы?

- И в космосе люди умирают и погибают. В чем разница?

Кладбища на Крайнем Юге

Честно говоря, до встречи с полярниками я даже не знал, что их могут хоронить в Антарктиде. Думал, вывозят на Большую Землю.

- Как решается, кого похоронят на станции, а кого отправить на родину?

- Где хоронить человека, решают родственники, - отвечает Лукин. - Кто-то хочет, чтобы тело было предано земле на материке, - тогда мы делаем это. Кто-то просит, чтобы похоронили в Антарктиде. Некоторые полярники даже пишут завещания, чтобы их похоронили там, где они работали.

- Кто оплачивает расходы на транспортировку трупов - РАЭ или сами родственники?

- РАЭ. И из четырех случаев в этом году только в одном родственники попросили доставить тело. И мы доставили, в Новгород. Но мы оплачиваем только транспортировку, сами похороны - за счет родственников.

- Как проходят похороны в Антарктиде?

- Поймите, у нас нет специального похоронного бюро, нет магазина ритуальных услуг, мы не возим на всякий случай, про запас, какие-то принадлежности. Но мы не оборачиваем тело в саван и не бросаем в воду, а хороним с соблюдением всех русских традиций. Тело предается земле.

- Может ли кто-то из близких погибших навестить их могилы?

- Только если они являются сотрудниками РАЭ. Иначе как мы возьмем с собой человека? Мы - бюджетная организация. И поездки физических лиц, какие бы гуманные у них ни были цели, невозможны. Это незаконная трата бюджетных средств.

"Статистика берет свое"

Все происшествия в Антарктиде, о которых шла речь, рассматривались государственной инспекцией по труду и прокуратурой. Что касается парня, убитого дверью, прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела. Другая проверка показала, что жидкость, которой отравились пять человек, РАЭ не получала. Поэтому говорить о каком-либо неправильном хранении или отсутствии надлежащего учета нельзя. Лукин высказал две версии случившегося: эти жидкости были приобретены в иностранном порту или были украдены у какой-нибудь иностранной антарктической экспедиции. Другими словами, начальник РАЭ запросто предположил, что в экспедиции могли находиться и воры.

Между прочим, это не первый случай со смертельным отравлением в истории Антарктиды. В 1995 году так погиб начальник радиостанции, выпивший бутылку жидкости с запахом этилового спирта.

Что касается врача, то у Лукина тоже есть своя версия: врач был хирургом. А хирурги относятся к людям группы риска. Оперируя пациента, который болеет гепатитом, хирург легко может заразиться. Лукин также не исключил, что врач ни к кому не обращался потому, что пытался сам вылечиться.

В общем, в смерти людей виноваты только сами люди. И никто больше. Сплошной "человеческий фактор". Ах, да. Еще статистика.

- Количество смертей на Крайнем Юге составляет примерно 1,8 в год, - сказал напоследок Лукин. - Последний был в 1998 году, когда упал вертолет. Пять лет не было ни одного смертельного случая. А тут - сразу четыре. Как ни кощунственно это прозвучит, статистика берет свое.

Лукин прав. Звучит действительно кощунственно.

Не знаю, лукавил ли начальник РАЭ, или для него действительно нет никакой разницы. Она, конечно же, есть. Космонавтов тоже не выращивают в питомниках. Но их готовят к полету. Они проходят жесткий отбор, и на борт корабля допускают лучших. Вы слышали когда-нибудь о космонавте, погибшем из-за собственной забывчивости, или из-за того, что его допустили на корабль с гепатитом, или из-за того, что выпил технической жидкости и отравился?.. Я тоже не слышал. Или, может быть, в антарктической экспедиции нет такой ответственности, какая существует в космосе? Вряд ли. Полярные антарктические станции - такой же престиж страны, как и космические:

Но на Крайнем Юге такого отбора, видимо, нет. И брать туда можно, несмотря на крайне тяжелые условия и на то, что смерть одного человека может повлиять на работу всей экспедиции, самых обыкновенных людей.

Пьющих.

Рассеянных.

И смертельно больных.

P.S. За 48 лет работы на советских и российских антарктических станциях было захоронено:

Станция "Мирный" - 43 человека

Станция "Молодежная" - 18 человек

Станция "Новолазаревская" - 1 человек

Станция "Прогресс" - 1 человек

Станция "Ленинградская" - 1 человек

Станция "Восток" - 1 человек

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах