Примерное время чтения: 6 минут
58

Вертикаль равнодушия

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5 04/02/2004

Уплотнительная застройка. Скандалы вокруг этой темы регулярны, как осенние дожди. Жители пишут протестные письма, пикетируют Смольный и ходят на демонстрации. Депутаты пишут и принимают законы. А строители все строят и строят.

Когда нельзя, но очень хочется

Выгодных мест для возведения жилых домов в городе все меньше и меньше. Выгодных - значит с развитой в микрорайоне инфраструктурой и уже подведенными коммуникациями. Еще хорошо, когда рядом метро или место престижное. Минимум вложений - максимальная выгода. Когда все сходится, застройщику уже неважно, что дом будет построен на месте детской площадки или сквера. Неважно, что новая многоэтажка закроет солнце жителям соседних домов. Неважно, что будет нарушен закон. В крайнем случае, закон можно изменить.

Жители квартала, ограниченного проспектами Ветеранов, Дачным, Стачек и улицей Лени Голикова, воюют со строителями уже несколько лет. Территория, на которой расположен квартал, охраняется государством как памятник истории и культуры XVIII века. Когда-то здесь были расположены усадьбы и дачи графа Воронцова, графа Шереметева и генерала Брюса. Сами усадьбы утрачены, но сохранился парк с системой проточных прудов, с живописными островками. Конечно, в советское время здесь вырос квартал "хрущевок", однако центральную часть парка застроить не успели. Потом городская власть спохватилась, и при Собчаке территорию признали памятником местного значения, где строительство запрещено. А усадьбу графа Воронцова внесли в перечень памятников культуры федерального значения.

Несколько лет назад здесь провели благоустройство территории: подновили дорожки, высадили кусты и деревья, разместили детские площадки. Жители радовались, но недолго. На квартал положили глаз строители. Еще бы, если уплотнить, то сюда можно втиснуть не меньше пяти высоток. Главное - получить разрешение. И получили.

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, не моргнув глазом, пересмотрел территорию охранной зоны. И получилось, что строить нельзя только: на самих прудах, то есть на воде. А на берегу можно. Исторический ландшафт от этого не пострадает.

Остальное уже дело техники. Жители против, собрали более тысячи подписей? Успокоим их, что стройки не будет, а когда начнется нулевой цикл, протестовать будет поздно. Не верят? Проведем общественные слушания, а результат фальсифицируем. Мол, все за строительство. Досадно, конечно, что они жалобы строчат во все инстанции, но все равно письма вернутся в Комитет по строительству. А чиновники строительство поддерживают. Жители подали в суд на незаконное изменение границ охранной зоны? Так на заседания можно не являться. По закону иск должен быть рассмотрен в течение трех месяцев. Но в связи с отсутствием представителя городской администрации заседание Смольнинского суда (по месту нахождения ответчика) не может состояться с мая 2003 года. Все протесты разбиваются о вертикаль чиновничьего равнодушия.

На днях рабочие брали на месте будущей стройки пробы грунта. Осмотрев территорию, один из них задумчиво протянул: "М-да, кто-то кому-то хорошо дал на лапу, чтобы здесь построиться".

Уплотнительный беспредел

Эта история - лишь одна из бесконечной череды конфликтов между жителями и строителями. Чтобы остановить уплотнительный беспредел, необходимы новые законы, считают городские законодатели. Однако попытки ограничить уничтожение городских садов и скверов пока не находят отклика у городской администрации. Закон "Об охране зеленых насаждений" уже дважды отклонялся Смольным. Летом прошлого года вето на него наложил Беглов. В январе этого - Матвиенко. Формальный повод - закон противоречит федеральному законодательству. Однако, по мнению ряда экспертов, дело в другом.

Чиновники пытаются выхолостить закон, лишить его реальной силы. Например, губернаторские поправки предлагают исключить из закона положение, по которому застройщик уже на стадии проектной документации обязан предусмотреть высадку деревьев и кустарников взамен вырубленных. Причем в том же микрорайоне, где строит. Хочешь на месте сквера отстроить бизнес-центр - разбей рядом новый сквер. В центре города это практически невозможно. И понятно, что многим это не нравится.

"У чиновников, имеющих отношение к строительству, очень простая логика: "мы специалисты, мы знаем, как сделать правильно", - говорит председатель комиссии по городскому хозяйству ЗакСа Михаил Амосов. - Это в корне неверно. Правила игры должны быть определены заранее и не меняться под действием обстоятельств. Сделать это должен закон".

Закон "Об охране зеленых насаждений" разрабатывался депутатами и экологами два года. Устав воевать с исполнительной властью, депутаты готовы принять все поправки Смольного. Чтобы появился хоть какой-то документ, который можно будет в дальнейшем улучшать.

Мораторий защитит?

По данным экологов, за последние 5 лет площадь зеленых насаждений в Петербурге уменьшилась почти на четверть. В центральных районах города деревьев и кустарников на душу населения почти в два раза меньше, чем положено по федеральным нормам. Но скверы продолжают вырубать. Слишком большие деньги крутятся в строительной сфере, чтобы обращать внимание на такие мелочи, как деревья.

В конце прошлого года Валентина Матвиенко подписала распоряжение, запрещающее выдавать разрешения на новое строительство в тех жилых кварталах, где есть объекты благоустройства. Мораторий будет действовать год. За это время муниципалитеты и товарищества собственников жилья должны оформить границы благоустроенных зон. Там, где это не произойдет, строителям снова откроют зеленую улицу.

"Активное участие в решении вопроса, где можно строить, а где нет, должна принять и исполнительная власть, - говорит Михаил Амосов. - Необходимо составить реестр городских садов и скверов, где запрещено строительство жилья. По нашим оценкам, таких объектов в Санкт-Петербурге около 2,5 тысячи. Это потребует бюджетных затрат, но тогда не будут возникать абсурдные ситуации, когда одной рукой чиновники награждают муниципальное объединение за лучшее озеленение, а другой разрешают в этом же сквере строительство жилого дома".

Однако история, которую мы рассказали вначале, показывает, что охранную зону всегда можно признать неохраняемой, благоустроенную территорию неблагоустроенной, а сквер представить пустырем. Бумага все стерпит, а жители тем более.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах