Примерное время чтения: 6 минут
106

Танцовщикам нравится, когда "ноги до небес"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6 11/02/2004

В Мариинском театре полным ходом идет подготовка к премьере балетов "живого классика" Уильяма Форсайта. Россияне танцуют Форсайта впервые, поэтому событие - исключительное! Даже при том, что это не оригинальные постановки, а перенос на Мариинскую сцену спектаклей, созданных в разное время для знаменитых балетных трупп Парижской оперы или итальянского "Артебалетто". Мариинка предлагала мастеру поставить "Свадебку" и "Весну священную" Стравинского, но он отказался из-за недостатка времени. Теперь подготовка идет таким образом: в январе в Петербург приехал первый из ассистентов Форсайта, он отсмотрел труппу, выбрал артистов и начал с ними разучивать балет. Сейчас в Мариинке находится второй ассистент - Кэтрин Бэннетс, вскоре приедет третий, а уж сам Форсайт прибудет на заключительном этапе, чтобы утвердить окончательные составы и внести рукой мастера заключительные штрихи в картину.

Где больше жестокости

Стоит добавить, что в Мариинке маэстро уже был, два года назад он привозил свою труппу Франкфуртского балета со спектаклем "Artifakt". И еще о Форсайте: ему 55 лет, родился в Америке, где и начал карьеру танцовщика, затем перебрался в Европу, в Штутгартском балете работал как танцовщик, потом - хореограф. Успех был таким, что Форсайт стал ставить для ведущих мировых трупп: Лондонского королевского балета, парижской "Гранд-опера", Нью-Йорк-Сити-балета.

Как пишут западные критики: "Его стиль - это крайности: ноги взлетают "до небес", торсы изгибаются в самых разных направлениях. Это быстрый, динамичный танец, требующий больших сил". Форсайт стремится к чистому стилю, строит хореографию так, чтобы у исполнителей не оставалось времени на игру - только танец! По мнению звезды Парижской оперы Аньен Летестю, эти танцы "грубы и жестоки". Форсайта подобные отзывы классических балерин удивляют, он-то считает, что жестокость свойственна как раз академическим театрам: "Условия работы очень тяжелые и напоминают рабский труд". Маэстро подметил, что у танцовщиков Мариинки тоже "слабое здоровье", а еще он считает, что таким театрам, как Королевский балет или Мариинка, лучше придерживаться классики и делать свое дело: "Нам не следует смешивать методы работы". Тем не менее труппа Мариинского жаждала танцевать Форсайта.

Это кайф!

В репетиционном зале Мариинского труппа в поте лица разучивает балет со странным названием "В середине, чуть выше". Говорят, что название родилось так: в "Гранд-опера", для которой создавался этот 26-минутный спектакль, над сценой висела часть декорации от какого-то балета, мастер ориентировал постановку по этой самой "штуке", да так ее и увековечил. Форсайт - человек остроумный, по слухам, даже "большой приколист". В Мариинке, возможно, тоже повесят что-то "в середине, чуть выше", хотя никаких декораций не предполагается, голая сцена!

Кэтрин - в кроссовках, теплой кофте и с кокетливым шейным платочком, непрерывно сверяясь с записями, проходит с танцовщиками "порядок движения". Вскоре платочек снят, кофта отброшена, репетитору жарко и в футболке с короткими рукавами. Артисты - кто в чем: растянутые кофты и трико, шорты, пуанты и кроссовки. На сцене больше двадцати человек, хотя в балете участвуют девять: учат сразу три состава. Кэтрин говорит по-английски, здесь же переводчица Южана, но балетные термины во всем мире одинаковые, французские: плие, па-де-де, батман...

- Дарья, Андрей! - призывает Кэтрин Дашу Павленко и Андрея Меркурьева. Включается фонограмма - звуки такие, будто бьют посуду. А вот что-то похожее на бой часов: мелодии нет, но агрессивно-энергичный ритм захватывает... Ребята знают свой сольный кусочек назубок, и когда они его заканчивают, коллеги аплодируют. Теперь выстраиваются все участники, при этом - спиной к зрительному залу. "Так и задумано", - поясняет Юрий Фатеев, бывший солист Мариинки, сейчас - ассистент Кэтрин с нашей стороны. Движения разучивают не под музыку (мелодии-то нет), а на счет: от "раз-два-три" до "одиннадцать-двенадцать" и так далее. "Если сбился со счета, уже не вступишь, - делятся впечатлениями артисты, - не сумеешь выйти на акцент, который должен быть, к примеру, на "семь". И все-таки, ребятам очень нравится танцевать "такое".

Сложность в другом: многие, отрепетировав днем несколько часов, вечером выходят на сцену в спектаклях. Поэтому репетиции приходится иногда пропускать - вот сегодня не пришла Ульяна Лопаткина, у нее "Лебединое озеро"! Диана Вишнева отправилась на гастроли.

"У меня в этом месяце "Баядерка" и "Лебединое", - говорит Даша Павленко. - Боюсь, придется немножко прорядить. Что это значит? Не буду танцевать что-то в текущем репертуаре, потому что по нагрузкам это нереально. Танцевать Форсайта - это кайф, это очень удобно, заводишься, даже когда у тебя нет сил. Вот тяжело, дыхания нет, делаешь стиснув зубы, но в таком состоянии, будто не можешь остановиться, здорово! Конечно, я танцую так, как чувствую, не знаю, то ли самое подразумевал господин Форсайт. Говорят, когда он приедет, репетиции будут по восемь часов подряд, и он не разрешает выходить из зала даже в туалет! О еде я уж не говорю..."

Отдых в шпагате

Объявляется небольшой перерыв. Хотя ребята в изнеможении, многие, усевшись на ковриках (каждый артист приносит свой), работают над растяжкой, некоторые так и отдыхают, сидя на шпагате, даже поперечном! Другие отрабатывают вращения, впрочем есть возможность и поболтать по мобильнику, и попить водички, и пофлиртовать, ведь большинству артистов лет по 18-20.

Глядя на то, с какой отдачей, не теряя ни минуты, работает труппа, понимаешь, что отказ Мариинки от гастролей в Москве на "Золотой маске" - не прихоть.

- Антон! Льоша! - Кэтрин призывает продолжить репетицию.

"С ней вроде получается, а пробуешь сам - не очень-то, - шепчутся между собой артисты. - Без пол-литры не разберешься!" Действительно, классическим танцовщикам разобраться затруднительно, если комментарий Кэтрин может быть таким: "Здесь нужно сделать неправильно, будто бы у вас плохая техника!" Однако к концу репетиции во всем разобрались и балет разучили до конца. А у Кэтрин, вместо традиционно-проходного "о'кэй", вырвалось: "Хорошо!"

афоризм

Балет - искусство, своей популярностью в немалой степени обязанное тому, что женатые мужчины могут видеть здесь множество женщин, которые в течение целого вечера не произносят ни слова.

Робин Гуд Феллоу, английский литератор

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах