Хочу купить в кредит стиральную машину. Есть магазины, которые в рекламе заявляют про "дикие цены" и "убойные кредиты". Действительно, на вид очень дешево. Но нет ли здесь какого-нибудь подвоха, что-нибудь типа бесплатного сыра и мышеловки?
Подвох, к сожалению, есть. Пример этому - недавно случившаяся с одной из наших читательниц история. На наш взгляд, очень поучительная.
Надо брать!
Марина Р. тоже хотела купить стиральную машину. Выложить сразу большие деньги она не могла - у нее двое детей и зарплата воспитательницы детского сада. Неподалеку от их дома находится один из магазинов сети "Техношок". Именно там Марину и поразили обещания "убойных кредитов на любой срок". Действительно, первый взнос - всего 10% от суммы, а за кредитную услугу в месяц магазин начисляет всего 1% к стоимости вещи. В рекламных газетах страничку с "Техношоком" венчает надпись "Надо брать!"
Марина решила брать. Явилась в "Техношок" на углу Просвещения и Гражданского, присмотрела стиральную машину и стала оформлять кредит. Для этого надо было ответить на ряд вопросов - ведь магазин (и банк) должен знать, в состоянии ли человек будет выплатить кредит. Сначала, как полагается, документы, прописка и все такое прочее. Марина радовалась за девушку, как ловко она вносила данные в компьютер, раз-раз - и готово. Вопросы задавались устно: а сколько вы зарабатываете? а сколько народу прописано в вашей квартире? а каков ее метраж? а есть ли у вас собственность типа машины или дачи? а сколько денег вы тратите на еду?
Марина не выдержала: "Не слишком ли много вы хотите знать о покупателе, которому вы еще ничего не дали?" Девушка отыгралась за несдержанность клиентки, холодно сказав: "Подождите полчаса, мы проверим ваши данные, можно ли вам давать кредит". И через полчаса Марина услышала приговор: "В кредите вам отказано". Почему? Без комментариев. Жалуйтесь, мол, нашему стратегическому партнеру - ПриватБанку в Москву. Жаловаться Марина никуда не стала, она просто пошла в другой магазин, где прямо спросила: "На какие вопросы надо отвечать при оформлении кредита?" Ей выдали анкетку, в которой пунктов было вполовину меньше, чем в техношоковском варианте, причем некорректными Марина их не сочла. Она заполнила анкету, магазин проверил маринины данные - и вечером стиральная машина уже украшала ее ванную.
Ушла на базу данных
История кончилась хорошо, но Марину не покидает мысль: а куда девались те данные, которые девушка из "Техношока" ловко ввела в компьютер? Неужели их выбросили за ненадобностью? Юрий Вдовин, заместитель председателя общественной правозащитной организации "Гражданский контроль", не уверен в этом. Он сказал: "Пока в нашей стране нет закона о защите персональных данных, эти данные - о квартире, о прописке, о семье, о доходах, какие угодно еще, - могут гулять абсолютно свободно". Проект этого закона появился еще 10 лет назад, но в том виде, в котором существовал, он мог устраивать только спецслужбы, но не граждан. Поэтому сейчас нет никакого закона.
По словам Вдовина, персональные данные у нас абсолютно беззащитны. Спрашивается, откуда разные кандидаты в депутаты получили эти данные, рассылая своему электорату именные письма? На любом рынке или даже в вагоне метро можно купить всего за 100 рублей базу данных владельцев сотовых телефонов. Можно купить базу данных квартирных телефонов, где, кроме всего прочего, сказано, сколько человек прописано в квартире, даты их рождения. Кому-то такие сведения не нужны, а кому-то - в самый раз. Марина заходила в "Техношок", просила удалить ее данные из базы. Ей вежливо ответили, что не занимаются сбором ненужных им данных. Кредита нет? Бумаг, подписанных в "Техношоке", нет? А на нет и суда нет.
Что же касается самого отказа в кредите, то Общество защиты прав потребителей уверено: Марине не имели права отказать, если магазин заранее не оговорил какие-то условия, при которых кредит не мог быть выдан. Предположим, при входе в магазин висело бы объявление: "Гражданам с доходом ниже такого-то уровня в кредит не продаем". В смысле - шли бы вы подальше, если денег нету. Но тот, у кого есть деньги, покупает сразу, а не заморачивается с кредитом. Зачем давать рекламу про "убойные кредиты", если на нее клюнут как раз небогатые, как раз те, кому в кредите откажут? Поэтому невольно закрадывается мысль: а не для сбора ли персональных данных, чтобы "окучить" как можно больше граждан? Вопрос остается открытым.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть