Примерное время чтения: 4 минуты
58

Дико и убойно

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50 10/12/2003

Хочу купить в кредит стиральную машину. Есть магазины, которые в рекламе заявляют про "дикие цены" и "убойные кредиты". Действительно, на вид очень дешево. Но нет ли здесь какого-нибудь подвоха, что-нибудь типа бесплатного сыра и мышеловки?

Подвох, к сожалению, есть. Пример этому - недавно случившаяся с одной из наших читательниц история. На наш взгляд, очень поучительная.

Надо брать!

Марина Р. тоже хотела купить стиральную машину. Выложить сразу большие деньги она не могла - у нее двое детей и зарплата воспитательницы детского сада. Неподалеку от их дома находится один из магазинов сети "Техношок". Именно там Марину и поразили обещания "убойных кредитов на любой срок". Действительно, первый взнос - всего 10% от суммы, а за кредитную услугу в месяц магазин начисляет всего 1% к стоимости вещи. В рекламных газетах страничку с "Техношоком" венчает надпись "Надо брать!"

Марина решила брать. Явилась в "Техношок" на углу Просвещения и Гражданского, присмотрела стиральную машину и стала оформлять кредит. Для этого надо было ответить на ряд вопросов - ведь магазин (и банк) должен знать, в состоянии ли человек будет выплатить кредит. Сначала, как полагается, документы, прописка и все такое прочее. Марина радовалась за девушку, как ловко она вносила данные в компьютер, раз-раз - и готово. Вопросы задавались устно: а сколько вы зарабатываете? а сколько народу прописано в вашей квартире? а каков ее метраж? а есть ли у вас собственность типа машины или дачи? а сколько денег вы тратите на еду?

Марина не выдержала: "Не слишком ли много вы хотите знать о покупателе, которому вы еще ничего не дали?" Девушка отыгралась за несдержанность клиентки, холодно сказав: "Подождите полчаса, мы проверим ваши данные, можно ли вам давать кредит". И через полчаса Марина услышала приговор: "В кредите вам отказано". Почему? Без комментариев. Жалуйтесь, мол, нашему стратегическому партнеру - ПриватБанку в Москву. Жаловаться Марина никуда не стала, она просто пошла в другой магазин, где прямо спросила: "На какие вопросы надо отвечать при оформлении кредита?" Ей выдали анкетку, в которой пунктов было вполовину меньше, чем в техношоковском варианте, причем некорректными Марина их не сочла. Она заполнила анкету, магазин проверил маринины данные - и вечером стиральная машина уже украшала ее ванную.

Ушла на базу данных

История кончилась хорошо, но Марину не покидает мысль: а куда девались те данные, которые девушка из "Техношока" ловко ввела в компьютер? Неужели их выбросили за ненадобностью? Юрий Вдовин, заместитель председателя общественной правозащитной организации "Гражданский контроль", не уверен в этом. Он сказал: "Пока в нашей стране нет закона о защите персональных данных, эти данные - о квартире, о прописке, о семье, о доходах, какие угодно еще, - могут гулять абсолютно свободно". Проект этого закона появился еще 10 лет назад, но в том виде, в котором существовал, он мог устраивать только спецслужбы, но не граждан. Поэтому сейчас нет никакого закона.

По словам Вдовина, персональные данные у нас абсолютно беззащитны. Спрашивается, откуда разные кандидаты в депутаты получили эти данные, рассылая своему электорату именные письма? На любом рынке или даже в вагоне метро можно купить всего за 100 рублей базу данных владельцев сотовых телефонов. Можно купить базу данных квартирных телефонов, где, кроме всего прочего, сказано, сколько человек прописано в квартире, даты их рождения. Кому-то такие сведения не нужны, а кому-то - в самый раз. Марина заходила в "Техношок", просила удалить ее данные из базы. Ей вежливо ответили, что не занимаются сбором ненужных им данных. Кредита нет? Бумаг, подписанных в "Техношоке", нет? А на нет и суда нет.

Что же касается самого отказа в кредите, то Общество защиты прав потребителей уверено: Марине не имели права отказать, если магазин заранее не оговорил какие-то условия, при которых кредит не мог быть выдан. Предположим, при входе в магазин висело бы объявление: "Гражданам с доходом ниже такого-то уровня в кредит не продаем". В смысле - шли бы вы подальше, если денег нету. Но тот, у кого есть деньги, покупает сразу, а не заморачивается с кредитом. Зачем давать рекламу про "убойные кредиты", если на нее клюнут как раз небогатые, как раз те, кому в кредите откажут? Поэтому невольно закрадывается мысль: а не для сбора ли персональных данных, чтобы "окучить" как можно больше граждан? Вопрос остается открытым.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах