"Учитель года" - конкурс престижный. Участвовать в нем может каждый учитель, но только лучшие попадают в призеры - ведь надо пройти отборочные туры сначала в районах, потом в областях, а потом уже рваться в Москву, на федеральный уровень. Из 600 тысяч учителей, которые в 80 регионах страны приняли участие в конкурсе "Учитель года - 2003", в начале октября был выбран лучший. Жюри, состоявшее сплошь из мэтров и зубров педагогики, отдало гран-при, большого хрустального пеликана, учителю истории и обществознания 166-й петербургской гимназии Игорю Карачевцеву. Оно, впрочем, отдало ему и одного из малых пеликанов - в номинации "Педагогическое открытие".
Учитель против директора
- Игорь Альбертович, почему вы, а не другой?
- Это ведь жюри решает. Другой был в прошлом году, в следующем году будет другой. А сейчас я. И вовсе не считаю себя самым лучшим - это было бы глупо. В одном только Петербурге много очень хороших учителей, и, я уверен, они еще покажут себя в будущих конкурсах. Кстати, петербургский учитель уже брал гран-при - это знаменитый Владимир Ильин из не менее знаменитой "тридцатки", физико-математической гимназии.
- Вы имеете право на годичный творческий отпуск. Будете брать?
- Да что вы! Я два-три дня отдохнул бы - без телефонов, без газет и телевизора, но чтобы год: Кто меня пустит? Я же веду уроки в нескольких классах, у меня дети поступать в вузы будут. Кроме того, я еще и директор - пока что и. о., но забот от этого не меньше. Выбрали меня коллеги, очень им признателен. Сижу вот теперь в этом кабинете:
- У вас двери в этот кабинет не закрываются.
- Да, у всех масса дел ко мне. Директор - это тяжелая административная работа, и каждый день я должен решать, кого во мне сегодня должно быть больше - директора или учителя. Надо ежедневно устанавливать приоритеты, а это бывает очень сложно.
Наполеон на телевизоре
- Вы честолюбивый человек?
- Как все нормальные люди. Честолюбие не должно вести человека по чужим головам, а в разумных пределах оно заставляет совершенствоваться.
- Значит, наполеоновских планов не имеете?
- Наполеоновские планы были у Наполеона, а у меня - свои. Я ведь Наполеоном долго и серьезно занимался, писал о нем диплом, меня очень привлекала эта историческая личность. Дома даже бюст Наполеона стоит на телевизоре. Но, повторяя за ним, замечу, что он вошел в историю Франции благодаря не своим победам над неприятелем, а тому, что дал Франции гражданский кодекс. Конечно, он был неоднозначной личностью, но вот это как раз и привлекает внимание - как сильная личность влияет на историю и как история влияет на эту личность. Я не похож на Наполеона, но некоторых современных политиков его тень явно тревожит.
- А на кого вы тогда похожи?
- В детстве я был немного похож на артиста Евгения Леонова и даже чуть было не сыграл его сына в фильме "Длинное-длинное дело". Когда в одночасье я стал знаменитостью с хрустальным пеликаном в руках, в некоторых газетах написали, что я снимался в кино. Нет, до съемок не дошло, были только пробы на "Ленфильме". Я с родителями пришел на студию, режиссер со мной поговорил, велел выучить басню и ждать телефонного звонка. Басню я выучил, а звонка так и не дождался. В общем, не состоялся я как актер.
- Свободное время у вас есть?
- Иногда бывает: Очень люблю Чехова и Достоевского, Поля Мориа и Вагнера. Меня называют старомодным. Вероятно, потому, что я не терплю молодежный сленг в школе и являюсь поклонником риторики.
Риторический вопрос
- Вы ведь преподаете и риторику?
- Да, и с удовольствием. Риторика очень нужна в школе. Ведь современные старшеклассники в основном перерабатывают информацию - читают, слушают, смотрят. И у них совершенно не остается времени, а впоследствии и желания связно говорить на заданную тему. Учитель быстро проводит фронтальный опрос, чтобы сэкономить время, каждый ученик отвечает максимум одну фразу или даже пару слов. Развернутого ответа от них не требуется. И у меня был один девятиклассник, новенький, который страшно волновался, когда я вызвал его отвечать к доске. Он, оказывается, у доски не был с шестого класса. А риторика как раз учит связно излагать мысли, не путаясь в словах. Это ведь искусство.
- Где же вы учились этому искусству?
- В институте я занимался в "Школе молодого лектора", потом - в "Школе лекторского мастерства" при обкоме комсомола и в школе "Оратор" в Центральном лектории на Литейном. Без риторики учителю-гуманитарию - никак. Я к тому же на этих уроках не ставлю оценок. Ученики набирают баллы: ответил на уроке - столько-то в копилку, написал реферат - еще набрал, а чтобы получить пятерку в четверти, надо заработать 100 баллов. Вот они и стараются. Более того: если ученик на уроке литературы, выступив с докладом у доски, заслужил хорошую отметку, я в свою тетрадку плюсую ему баллы - ведь он применил искусство риторики.
Учитель услуги не оказывает
- Вы работаете всего 15 лет, а на ваших глазах произошло разрушение государства, в котором вы живете. Как вы объясняете детям этот процесс как учитель истории?
- Вообще такая история - это еще политика, она слишком памятна всем, она живая. А думаю и говорю я об этом так. Разрушение государства всегда сказывается на жизни людей плохо. Не только революции больно бьют по народу, но и реформы. Во время перестройки считалось, что революция - это плохо, а реформы - это хорошо. Но если страна доведена до того, что нужны реформы, а не последовательное развитие, реформирование так же негативно сказывается на людях. Да, нужна операция, чтобы вылечить общество, но сама операция очень болезненная. И трудно утешаться мыслями, что после такой операции наступит излечение. Учителю, который получает очень невысокую зарплату, нелегко говорить о светлом будущем.
- Как вы убедились, учителям тоже порой раздают звания и даже хрустальных птиц. Значит, государство все-таки ценит учителей?
- Не уверен. Хрустальных птиц на всех не хватает, званий - тоже. Но у учителя сегодня нет самого главного - адекватной оценки его труда. Очень трудно объяснить ученику, почему учитель, который много знает, вкладывает душу в свое дело, любит детей, получает денег намного меньше, чем люди, занятые каким-либо трудом, который не так полезен обществу. Я не говорю о бандитах, с ними все ясно, но все-таки, скажем, от клерка в офисе не зависит воспитание и знания подрастающего поколения.
- Пытаются ли дети богатых родителей давить на вас как на учителя?
- Я сам с таким не сталкивался - на моих уроках на меня никто не давит. А от коллег я слышал о подобных случаях. Ведь учителей начали считать чуть ли не представителями сферы услуг. Термин даже есть такой: "образовательные услуги". То есть саму школу стали воспринимать не как учреждение, где ребенок получает знания перед вступлением во взрослую жизнь, а как некое заведение, где за деньги можно купить развлечения. И в некоторых школах так и развлекают: байки по истории, байки по литературе, байки по алгебре. Уровень знаний и вообще развития таких учеников предсказуем. Государство, которое унижает учителя, ставит его в зависимое положение, когда-нибудь пострадает от последствий этого унижения. Не надо званий по праздникам. Верните учителю звание уважаемого человека.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть