Примерное время чтения: 5 минут
94

Скромный внутренний интеллигентный скандал

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46 12/11/2003

18 и 19 ноября в театре "Приют комедианта" состоится премьера спектакля "Китай на нашей стороне" по трилогии Островского "Женитьба Бальзаминова" в постановке Георга Васильева. Одну из ролей играет Игорь Ларин, ему же поручено пластическое решение спектакля. Игорь Ларин особняком держится в петербургской театральной жизни, он известен как мастер моноспектакля. Когда-то Ларин основал театр-студию "Особняк", формально и сейчас существует его "Монплезир". Последние лет десять Игорь редко бывает в родном городе. Впрочем, телезрители могли видеть его на канале "Культура" в булгаковском "Театральном романе" в роли Максудова.

Без махрового выверта

- Я работал либо за границей, либо в провинции, либо в Москве, - рассказывает Игорь. - История с "Китаем на нашей стороне" меня привлекла, потому что в спектакле заняты любимые актеры - Ирина Соколова, Валерий Дьяченко. Я очень мало актеров люблю в Питере, а эти - "живые". С режиссером Георгом Васильевым давно знаком, ходил к нему в студию, еще когда учился на архитектурном факультете ЛИСИ.

Идея постановки: всем героям вдруг приснился Китай, при этом режиссер основывается на текстах Островского. Бальзаминов говорит: "Маменька, я пойду в Китай-город гулять", а маменька рассказывает: "Мне приснился сон, что ты в Китай-городе выходишь, там все китайцы и все кричат: "Китай на нашей стороне!". Это такая компиляция, фантастические сновидения.

- Народ за посягательство на классику может и рассердиться.

- Наверное, но мы работаем с пиететом к автору, это любовный напиток, посвященный Островскому. Будет очень интеллигентный, скромный, эстетский, внутренний петербургский театральный скандал. Не эпатажный, как в Москве, у нас не принят совсем уж махровый выверт классики. Но все равно режиссеры хотят скандала, потому что без этого не существует искусства.

- Если уж скандалить, то тогда, может, погромче?

- Нет, и в этом наша особенность. Вот после Нью-Йорка мне Москва показалась деревней, а Питер:

- Хуторком?

- Заброшенным, где все ходят в ватниках, скучные, грустные. Если, приехав из Москвы, походишь по нашим театрам, да еще со столичным критиком, может раздражать: ну почему так медленно, артисты сонные! Это если не любить, а если любишь, то оцениваешь сдержанность, способность уходить в себя как можно глубже, характерную для всей петербургской культуры и не свойственную ни московскому театру, ни провинциальному, ни тем более западному. Это петербургский характер, наше золото.

"Любовник-режиссер"

- Все-таки вы держитесь одиночкой?

- Продолжаю историю Яхонтова, который всю жизнь занимался моноспектаклями, от этого сошел с ума и покончил с собой? Все режиссеры - это одиночки. В Питере публика, действительно, знает меня по моноспектаклям. В последние годы я выступаю в Театральном музее, вот и в ближайшее время, 13 ноября, будет "Мой первый друг", 15-го - "Евгений Онегин".

В провинции моноспектакли не идут, один директор театра в Сибири признался: "А что это такое? Как это я зрителям скажу, что на сцене один актер? Никто не придет". Может, если бы Филипп Киркоров сделал моноспектакль, на него бы пошли. Поэтому в провинции меня знают как режиссера огромных зрелищ - либо детских спектаклей, либо взрослых музыкальных.

Последние два сезона я был худруком сразу пяти театров, а как-то даже шести! Многих директоров, которые хотят бразды правления полностью держать в своих руках, устраивает "любовник-режиссер", который появляется в театре раз в месяц.

Крепостной театр возрождается?

- Появилась и новая тенденция: богатые люди хотят иметь собственный театр. Им ничего не стоит выложить 45 тысяч долларов, чтобы на ужин прилетела София Ротару, спела три песни. Причем такие люди есть не только в Сибири или Москве, но и в Питере. Их желание: "Сделайте мне красиво. Скучно с друзьями по кабакам ходить, порнуха надоела, а вот хочу, чтобы народные артисты попели, поплясали, а потом выпили с нами. Чтобы можно было нормально отдохнуть".

- Так, по сути, им бы хотелось иметь крепостной театр?

- Нормальная барская психология. Они ничего не понимают в театре, но безумно хотят, чтобы им сделали весело, и могут бесконечно обсуждать это за рюмкой коньяка. Мне приходилось для увеселения кучки богатых ставить разные балы губернаторов "с "народными артистами и лошадьми".

Деньги, конечно, нужно зарабатывать, но настолько морально тяжело, что жить не захотелось. Поэтому и потянуло вернуться. Третий месяц здесь, хожу и наслаждаюсь тем, что петербуржец.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах