Примерное время чтения: 4 минуты
94

Война с маршрутками

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14 07/04/2004

Обтрепанные маршрутки должны исчезнуть с городских улиц, так же как канули в лету убогие торговые ларьки, наводнившие Петербург в девяностых годах прошлого века. На смену ларькам пришли торговые павильоны, на смену "газелям" и "фордам" должны прийти вместительные автобусы. Таков общий смысл перетряски в сфере общественного транспорта, которую намерено осуществить городское правительство. Для этого ему придется ответить на два вопроса: что делать с льготниками и как пересадить частников во вместительные автобусы.

Эксперимент без энтузиазма

Первой ласточкой грядущих реформ стала добровольно-принудительная инициатива коммерческих перевозчиков, предоставивших блокадникам и инвалидам ВОВ право бесплатного проезда в маршрутках. Добровольная, потому что исходила от частников. Принудительная, поскольку трудно представить частника, который ни с того ни с сего стал работать себе в убыток. Инициатива объявлена экспериментом, который продлится месяц. В конце апреля перевозчики и чиновники еще подумают, продолжать его или нет.

Сами перевозчики отнюдь не в восторге от этого новшества. С одной стороны, они признают, что Петербург - особый город, и у блокадников должно быть право бесплатного проезда на маршрутке. Но с другой стороны, недоумевают, почему частные компании должны брать на себя функции государства. Так можно дойти до абсурда. Например, предложить частным охранным структурам взять в нагрузку обеспечение общественного порядка на городских улицах, раз милиция не всегда с этим справляется.

Впрочем, и само разделение транспорта на социальный и коммерческий, платный и бесплатный, абсурдно по своей сути. Именно огромная армия льготников, а это не только блокадники, но и еще полсотни категорий граждан, довела общественный транспорт до его сегодняшнего плачевного состояния. Петербург - едва ли не единственный в России город, где все пенсионеры имеют право бесплатного проезда. Интересно, что, экспериментируя с бесплатным проездом на маршрутках, Смольный одновременно подумывает, как бы отменить многочисленные льготы для федеральных служащих. Или, на худой конец, добиться от Москвы стопроцентной компенсации за их проезд.

Городским льготникам пока обещана "личная неприкосновенность". Однако предполагается, что для них будет разработана система персональных дотаций. А бесплатный проезд "по корочке" уйдет в прошлое.

Невский без маршруток?

В ближайшее время город намерен закупить 300 новых автобусов, 80 троллейбусов и 50 трамвайных вагонов. Если учитывать, что сегодня в городе работает 1400 автобусов, цифры внушительные. По замыслу чиновников, вместительный транспорт должен потеснить маленькие, но юркие маршрутки. Чтобы ускорить этот процесс, на маршрутки могут наложить дополнительные ограничения. Так, по Невскому должны будут ходить только комфортабельные "Скании". Мол, это придаст главной городской магистрали европейский лоск.

Кроме того, предполагается, что маршруткам запретят подбирать и высаживать пассажиров вне зон остановок общественного транспорта. Это, конечно, уменьшит их привлекательность и непременно вызовет негодование пассажиров. Мало того, автоматически изменится сам статус маршрутки, которая из такси, останавливающегося там, где удобно пассажиру, превратится в обычный автобус. А значит, и стоимость проезда на ней вроде бы должна уменьшиться. Как это можно решить на законодательном уровне, неясно. Непонятно, кто и как будет следить за выполнением этого требования.

Главным же козырем в руках чиновников является изменение системы тендеров на обслуживание пассажирских маршрутов. С будущего года победивший в конкурсе перевозчик должен будет отвечать и за коммерческие, и за социальные маршруты в отдельно взятом районе. В первую очередь это ударит по небольшим частным компаниям, у которых в автопарке вместительных автобусов попросту нет. И они вынуждены будут уйти с рынка. Не устраивает это и крупные компании. "Мы годами накатывали маршрутную сеть, проводили обследования пассажиропотоков, а теперь у нас это отнимут и предложат играть по другим правилам, - недоумевает заместитель генерального директора ОАО "Третий парк" Михаил Богданов. - Кроме того, мы и без этого проводим укрупнение своего автопарка. Сейчас у нас помимо микроавтобусов работает 150 машин средней вместимости и 13 больших автобусов. Лучше бы чиновники занялись оптимизацией маршрутной сети".

По утверждению председателя Комитета по транспорту Александра Дацюка, городская маршрутная сеть тоже изменится. Сейчас чиновники проводят очередное исследование пассажиропотоков.

В результате всех задуманных чиновниками новшеств число маршруток-микроавтобусов в Петербурге должно резко сократиться, и работать они будут в основном на городских окраинах. Для маршруток наступают нелегкие времена. Есть опасения, что для пассажиров тоже. Поскольку сегодня среди наземного транспорта только юркие маршрутки позволяют быстро попасть из одной части города в другую.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах