Примерное время чтения: 5 минут
107

Коробейники оккупировали метро

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12 24/03/2004

Раньше коробейники ходили по электричкам. Потом железнодорожники попытались закрутить гайки: одели ходоков по вагонам в фирменные жилетки, а самостийных деятелей сетевого маркетинга стали потихоньку выживать. В общем, попытались придать торговле на колесах цивилизованный вид. Получилось не очень, поскольку коробейники все равно ходят. Мало того, теперь они отправились промышлять в метро.

До недавнего времени метро было традиционной вотчиной различного рода попрошаек. Инвалиды на колясках барражировали по вагонам, нищие с табличками с просьбой о вспомоществовании на хлеб стояли у стенок в переходах, "сами-мы-не-местные" регулярно оглашали подземку заунывными причитаниями. Для кого-то это бизнес. Сам видел, как одна нищенка сменяла на посту другую, перевешивая на себя замусоленную табличку с просьбой о подаянии. Ее коллега, видимо, отправлялась на обед.

Но оставим инвалидов и убогих в покое. В конце концов, кто-то из них действительно может нуждаться в помощи. Коробейники же, мало того что сбывают не всегда качественный товар, но и делают это весьма агрессивно.

На работу торговцы выходят днем и ранним вечером. Утром, пока не проснувшаяся толком публика движется в сторону службы, товар сбыть сложнее. Поздно вечером народу в вагонах немного - не расторгуешься. Другое дело - втюхать товар возвращающимся с работы домой пассажирам.

"Ручки, батарейки, фломастеры, - пытаясь перекричать стук колес, торговец, активно работая локтями, протискивается вдоль вагона. - В магазинах города они стоят...". У него, естественно, дешевле.

Как-то попросил я посмотреть у подобного типа батарейки, которыми он торгует. Вставил в плейер, показывающий уровень зарядки батареи, - оказалась на три четверти разряжена. Минут на десять хватит. Как раз чтобы коммивояжер успел удалиться из поля зрения. Он, забрав батарейки, ретировался, прежде чем я успел сказать ему все, что думаю о товаре.

На следующей станции заходит пара парней и, распространяя аромат перегара, тащит через вагон связку гигантских надувных шаров. Шарики плывут под потолком вагона, время от времени постукивая по головам зазевавшихся пассажиров. Еще через станцию мне пытаются впарить армированные (?) носки, потом - не первой свежести глянцевые журналы.

К несчастью, ехать мне еще долго. Очередной торговец надрывно вещает о преимуществах стеклореза: "Отличная вещь, режет, как нож масло". Чтобы ни у кого не возникло сомнений, коробейник вытаскивает из сумки кусок стекла и начинает его кромсать. Вагон качается - пассажиры испуганно расступаются.

С облегчением выхожу из вагона. В ушах звенят надрывные голоса коробейников. Ноги оттоптали, бока намяли. Хорошо хоть куртку стеклом не разрезали. На выходе на меня издевательски смотрит реклама метрополитена: "Главное для нас - удобство пассажиров".

"Мы знаем об этом явлении, - говорит помощник начальника метрополитена Дмитрий Бурин. - В последнее время коробейников в метро стало действительно больше. Увеличилось количество жалоб от пассажиров. Сегодня за порядок в метро отвечает УВД на метрополитене. К сожалению, в отношении несанкционированной торговли их работа пока не дает результата. У нас уже создана собственная служба контроля, но на данный момент все упирается в ее численность".

Что касается милиции, то ее присутствие заметно только на входе и выходе из наземных вестибюлей. Там же отлавливает "зайцев" и служба контроля метрополитена. Под землей появление блюстителя порядка - исключительная редкость. Что естественно. Гонять коробейников и попрошаек, заботиться об удобстве пассажиров - дело неблагодарное.

нам пишут

Ваша карта бита!

Во всех без исключения вагонах метро можно увидеть рекламу бесконтактных смарт-карт, которыми нам настоятельно рекомендует обзавестись Петербургский метрополитен. На плакатах недалекие граждане, пользующиеся по старинке жетонами или простыми картами, растерянно смотрят вслед поезду. Или сломя голову несутся по лестнице. И назидательная подпись: "Опоздал? Оформи БСК!"

Недавно я так же несся по лестнице, а затем смотрел вслед ушедшему поезду. Только произошло это не в метро, а на Московском вокзале. Я опоздал на поезд. И опоздал как раз из-за нашего метро, хотя пресловутая БСК у меня есть. Дело в том, что на одной ветке я прождал двенадцать минут (по извечной питерской традиции, некоторые поезда ходят только до определенных станций - так вот, я один такой пропустил), на другой - семь. Знаю, многие подумают: "Сам виноват, надо было пораньше выйти". Отчасти согласен. Хотя не представляю, что такое могло произойти, например, в Москве, где поезда в "подземке" ходят каждые полторы минуты.

Если бы я жил в какой-нибудь цивилизованной стране, то обратился бы в суд и отсудил бы немалую сумму за моральный ущерб. Но у нас, сами понимаете, это невозможно. Остается только сказать: граждане начальники Петербургского метрополитена! Не обманывайте ни себя, ни нас! Люди опаздывают не из-за того, что суперкартой не обзавелись, а потому что вы до сих пор нормально работать не научились. Сначала порядок у себя наведите, и только потом навязывайте нам свои услуги.

В. Иванов

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах