Примерное время чтения: 5 минут
59

Диверсант в "Сатириконе"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26 30/06/2004

Молодой театральный художник Александр ШИШКИН - автор самых знаменитых петербургских и московских спектаклей. Он работал с "Фарсами", сделал все спектакли с режиссером Юрием Бутусовым в Театре им. Ленсовета, в том числе культовый "В ожидании Годо", и самые громкие премьеры столичного "Сатирикона" за последнее время - "Макбетт" и "Ричард III". Сейчас питерцы могут видеть еще одну работу Шишкина - "Кракатук" в цирке. Между прочим, это московский проект.

В Питере художник неоднократно выдвигался на "Золотой софит", но так и не получил. В Москве первая же работа - "Макбетт" была удостоена "Чайки", а буквально на днях Александр получил старейшую театральную премию России "Хрустальная Турандот" за "Ричарда III". Можно сказать, что только после московских работ Шишкин "проснулся знаменитым".

Пафосное место

- Так уж получается, что востребованность в Москве выше, - пожимает плечами художник. - Москва - хорошая площадка для работы: приглашают, хотят, дают денег. Только два спектакля сделал, и уже награждают, а в Питере если "спасибо" и скажут, то негромко и мало кто (смеется).

В Москве более восприимчивая публика, а художнику все-таки нравится, когда на его работу обращают внимание.

- А в чем для вас была специфика работы в "Сатириконе"?

- "Сатирикон" - пафосное место, и я хотел диверсию сделать. Я был очень злой, не знаю почему, и как-то сильно себя отпустил: мол, вот вам! Макет я сделал очень быстро и левой ногой. Ну, якобы левой ногой, потому что был, конечно, подготовлен какой-то объем материала.

Сделав небрежный макет, я добивался, чтобы во время производства его абсолютно скопировали: кривые стулья, вырезанные из бумаги фигуры, занавес такой страшный.

- Райкин ваши идеи сразу принял?

- Он проникся, ведь при всем том макет был легкий, изысканный. В "Сатириконе" очень считают деньги, но при этом почувствовали, что делать все равно придется.

- Откройте секрет: откуда черпали вдохновение, чтобы создать декорации к кровавой истории Ричарда?

- Дело не в кровавой истории. У меня была такая мотивировка: в коммунальной квартире на Лиговке, в которой я жил в детстве, у нас была большая общая комната, которая считалась непригодной для жилья. Там все хранили ненужные вещи, а дети там играли. Такая вот игровая комната из барахла, а ведь театр - это как детская игра: мы берем один предмет и представляем его другим. Только в театре соседей больше, которые заходят, - это зрители.

...Мне кажется скучным, когда сцено-графия иллюстрирует происходящее; интереснее, когда она противоречит ему или когда много случайного, но красиво. И еще люблю, когда непонятно из чего декорации сделаны.

Не во все тяжкие

- Вы теперь модный художник!

- Что такое "модный", я не очень понимаю. Вот как-то написали "модный художник, увлекается железом". Получается: модный, потому что железом увлекается? Хороша логика. На самом-то деле зачислили в модные, наверное, потому, что я из молодого поколения и сразу попал на большую сцену. Может, людям кажется, что раз молодой, но на профессиональной сцене, то, наверное, модный.

- Зато, наверное, предложений много?

- Да, но я себя не пускаю во все тяжкие. Многие театральные художники гораздо больше работают, некоторые по восемь спектаклей в год. А я четыре, но программных - два максимум. В смысле суеты Москва сильно напрягает, потому что туда уезжаешь - и плотно занимаешься производством, а в Питере у меня остается время на творчество. Вот в Корею пригласили поработать, так буду в свободное время сидеть в гостинице с компьютером, рисовать корейцев (смеется).

Хулиганство в Кремле

- Вы работали только с Бутусовым, и вот в "Кракатуке" - с режиссером Андреем Могучим. Трудно было переключаться?

- "Кракатук" - не первая наша с Могучим работа, в прошлом году мы с ним делали в Москве, на Соборной площади Кремля, "Бориса Годунова" Мариинского театра. Дирижировал Гергиев. Это тоже была диверсия своего рода: сколотили какой-то "грязный" эшафот в центре сувенирной площади. Во время спектакля началась буря - ветер, дикий дождь, но для художника все это страшно красиво, потому что от воды возникают блики, прически становятся мокрыми. Мы с Могучим получили огромное удовольствие.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах