aif.ru counter
93

Город без парусов

Для любого западного портового города характерна картина: вдоль набережной высится лес яхтенных мачт. В Петербурге такого не увидишь. Парусный флот ветшает, новые яхты не строятся, яхт-клубы в запустении. Мастер спорта по олимпийским и крейсерским гонкам на яхтах Игорь Дементьев плавает почти всю жизнь, с тех пор как после войны еще подростком пришел в Центральный яхт-клуб (ныне Речной). Как у любого морского волка, в его арсенале немало интересных историй. А кроме того Игоря Михайловича не оставляет надежда на то, что яхты обретут былую популярность. Иначе как же Петербург будет считаться морским городом?

Для любого западного портового города характерна картина: вдоль набережной высится лес яхтенных мачт. В Петербурге такого не увидишь. Парусный флот ветшает, новые яхты не строятся, яхт-клубы в запустении. Мастер спорта по олимпийским и крейсерским гонкам на яхтах Игорь Дементьев плавает почти всю жизнь, с тех пор как после войны еще подростком пришел в Центральный яхт-клуб (ныне Речной). Как у любого морского волка, в его арсенале немало интересных историй. А кроме того Игоря Михайловича не оставляет надежда на то, что яхты обретут былую популярность. Иначе как же Петербург будет считаться морским городом?

Культ паруса

На сегодняшний день флот Санкт-Петербургского речного яхт-клуба, крупнейшего кстати в России, насчитывает около ста парусных яхт. (Правда, многие из них уже давно требуют капитального ремонта и в море не выходят.) Это практически единственное в городе место, где любой желающий может попробовать себя в качестве матроса яхты. Причем за вполне умеренные членские взносы. Вместе с расходами на содержание яхты они составляют не более 100 долларов в год.

"В последние годы наш яхт-клуб стал постепенно оживать, - говорит Игорь Михайлович, - но в целом яхтенный спорт переживает не лучшие времена. Балтийское морское пароходство продало свой клуб за долги. После того как восстановили Константиновский дворец, а Стрельна стала престижным местом, у причала яхт-клуба Кировского завода все больше швартуются дорогие катера и все реже - яхты. Исчезли секции паруса в городских вузах, еле сводит концы с концами детская спортивная парусная школа...

За рубежом в портовых городах повсеместно существует культ паруса. Все знают, как это здорово и что такое морская романтика. У нас в городе о парусном спорте и яхтах нет никакой информации. Не удивлюсь, что многие просто не знают о том, что в городе существует яхт-клуб".

Регаты в Питер "ни ногой"?

Популяризации яхтенного спорта могли бы способствовать международные регаты, но они обходят Питер стороной. "Последний раз массовый заход яхт в Петербург состоялся году в 96-м, - говорит Игорь Дементьев. - Это была регата "Катти-Сарк". Честно говоря, жалко было смотреть. Во всем мире парусная регата - это шоу и большой праздник, который собирает толпы народа. У нас все происходило ужасно скучно, набережные были пусты, во всем сквозил налет казенности и сухости. Все это произвело плохое впечатление на участников и организаторов регаты, и от последующих предложений они просто уклонялись".

Впрочем, это не мешает питерским яхтсменам участвовать и побеждать в регатах, пусть и вдали от родного города. Когда вы читаете эту статью, яхта "Звезда", которой в свободное от основной работы время командует Игорь Дементьев, уже находится в пути в шведский город Карльскруну, где должна стартовать ретро-регата "Балтийские паруса". Это один из крупнейших парусных фестивалей с участием старинных яхт и парусников. В этом году маршрут регаты проходит через порты Швеции, Германии, Дании и Польши. Питер, увы, в списке не значится.

Яхта Геббельса

"Звезда" не случайно принимает участие в "Балтийских парусах". У яхты примечательная история. Легенда гласит, что она была построена в 1934 году, немецком городе Бремерхафен специально для министра пропаганды Третьего рейха Генриха Геббельса. Впрочем, Игорь Михайлович подчеркивает, что это лишь легенда. Конечно, интерьер из красного дерева и рубку из тика встретишь не на каждой яхте, но все же по уровню отделки, да и по габаритам строилась она не для первого лица нацистской Германии.

Более реалистичен другой вариант: яхта была построена как тренировочное судно для подготовки штурманов... дальней бомбардировочной авиации. Говорят, что эта идея принадлежала главе "Люфтваффе" Герману Герингу, который заметил схожесть работы морских и авиационных штурманов. Качка, ограниченное пространство, одинаковые навигационные задачи. А обучать штурманов на яхте дешевле, чем гонять их в небо. Разумеется, Геринг не преминул и сам поплавать на яхте вместе с друзьями, все с тем же Геббельсом и Мартином Борманом.

После победы над Германией "Звезду" и еще несколько немецких яхт по контрибуции отбуксировали в Ленинград и приписали к городскому яхт-клубу.

Ночной десант

За свою жизнь по сумме пройденных на яхте миль Игорь Дементьев уже не раз обогнул земной шарик. Были и шторма, и кораблекрушения. Но одно из самых запомнившихся впечатлений - встреча с китом. "Как сейчас помню, - говорит Игорь Михайлович, - мы тогда во Францию ходили. Раннее утро, Бискайский залив, чудная длинная пологая волна, легкий туман. И вдруг рядом с яхтой появляется "горбушка" - не то остров, не то еще что. А в горбушке появляется "дырка" и из нее с сопением выходит воздух. Кит! Потом он с таким же гулким сопением вдыхает воздух и, показав нам всю свою огромную глянцевую спину, ныряет вглубь. Незабываемое впечатление!

А кораблекрушения... Как-то под Калининградом нас двое суток шторм трепал. Потом стихло. Мы подошли к берегу и встали на якорь, но от усталости плохо посмотрели на барометр. Затишье-то было временное. Вскоре ветер дунул с удвоенной силой, и нас выбросило на берег. К счастью, никто не погиб. До утра в кромешной темноте мы блуждали по берегу, пока не вышли к погранзаставе. А они к тому времени уже успели отрапортовать начальству: "Неизвестное судно выброшено на берег. Все погибли". Самое забавное, что, выбравшись на берег, мы прошли буквально под пограничной вышкой, под самым носом у часовых".

Коньяк от митрополита

Истории о путешествиях и об удивительных встречах Игорь Михайлович может рассказывать бесконечно. "Стояли мы как-то на якоре на Валааме в монастырской бухте, - продолжает он. - Монахов тогда еще на остров не вернули, в монастыре располагался дом инвалидов. У меня же на Валааме работал знакомый начальник метеостанции. И вот подплывает он к нам на шлюпке, а вместе с ним мужчина средних лет и еще несколько человек. Оказалось, что это митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, а ныне Патриарх всея Руси. Вместе с ними мы прошли все внутренние протоки острова. Алексий оказался очень приятным в общении человеком, он обладает потрясающими знаниями об истории монастыря. Все мы слушали его раскрыв рты, так что едва успели вернуться к отплытию туристического теплохода, на котором он приплыл. Только митрополит поднялся на борт - теплоход отчалил. А надо сказать, что Алексий на Валаам приезжал не просто так. По просьбе двух бывших монахов монастыря, проживавших в то время в Канаде, он отслужил в монастырском соборе молебен. На первом этаже тогда там были конюшня и сеновал, но верхняя часть храма была сохранена почти в неприкосновенности. Кроме того, он вез в подарок этим монахам два камушка с острова. И вот эти камни он забыл в шлюпке! Теплоход все дальше отплывает от пристани и обратно, понятное дело, возвращаться не собирается. Служки, сопровождавшие митрополита, мечутся по палубе, не знают что делать. Еле успели мы те камни схватить и бросить их со страшным грохотом на палубу. Потом мой друг-метеоролог принес нам бутылку дорогого коньяка, сказал, что митрополит просил передать его нам в подарок".

Смотрите также:





Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Когда в Петербурге включат отопление?
  2. Правда, что в Петербурге установлен температурный рекорд последних 136 лет?
  3. Как оформить визу в Финляндию после 1 сентября 2019 года?
Сколько денег вы потратили на обновление осеннего гардероба?