Примерное время чтения: 5 минут
84

Немецкий Дроссельмейер татарского происхождения

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51 22/12/2004

С 29 декабря по 3 января на главной арене "Юбилейного" состоится новогодний показ театрально-циркового спектакля "Кракатук" по сказке Гофмана "Щелкунчик и мышиный король". Премьера была в июне в цирке и вот, после гастролей по стране, "Кракатук" вернулся в город, где он и создавался. Режиссер - Андрей Могучий, художник - Александр Шишкин, в одной из главных ролей - Дроссельмейера - известный лицедей Анвар Либабов.

Осмысленный бред

- На самом деле я не только Дроссельмейер, - говорит Анвар. - Андрею Могучему пришла в голову мысль, что мой персонаж одновременно и мышиный король. Мечта любого актера - сыграть роль на стыке: добро и зло, смена масок и характеров, смех и слезы.

- На протяжении спектакля вы говорите без умолку, смешивая русский с немецким. Это импровизация?

- Наша лицедейская школа основана на импровизации, так что выучка есть. Ну а в основе - поток сознания, даже допускаю, что бред, но - осмысленный.

:Когда мы были на гастролях, я в антракте тоже выходил к публике и работал зазывалой: "Сделайте уникальную фотографию на японскую пленку "Фьюджи" китайского производства на американский фотоаппарат "Полароид" за русские деньги с немецким Дроссельмейером татарского происхождения!". Народ смеялся, только один мужик мрачно сказал: "Хватит уже языком молоть, ты мне за два часа все мозги закомпостировал".

- Видимо, он с вами не сфотографировался?

- Нет (смеется). В традициях цирка фотографироваться с обезьянками, бегемотами. А у нас из всех животных - голубь. Но мы предложили других героев спектакля: кибернетических мышей и зайцев. Дети особенно зайчиков полюбили, это разноцветные мутированные гиганты, с огромными ушами и чудовищным оскалом, ну просто африканские маски. Пользовались успехом также роботы-монстры. Дети ведь все просекают, живут в мультимедийном пространстве. Ну а старшее поколение, которое не ошарашено компьютером, радуется за своих отпрысков.

Халтурить нельзя

- Вы играете 31 декабря и 1 января. Много есть баек о том, в каком виде артисты появляются перед детками после бурной новогодней ночи:

- Мы таких баек не добавим, от многого придется в новогоднюю ночь отказаться. Пройдем через смирение и терпение, но у нас ведь сложнейшие цирковые номера, акробаты и гимнасты все время под куполом, есть высший пилотаж, когда держатся только рука за руку, ведь даже если ладонь вспотела - уже опасно. У нас коллективная работа, в кульминационной сцене на арене 38 человек! Все крутится-вертится в двух измерениях, в четырех плоскостях, нужно быть предельно внимательным. В цирке нельзя халтурить, это я понял. Это не на елке зайчиком скакать выйти или петь без нутрянки - здесь любая фальшь видна.

- Вы ведь тоже под купол поднимаетесь, страшно?

- Да у меня это не впервые, на съемках случалось. Но вот самый первый раз, в лицедейском проекте "Железные бабки", когда поднимали на тросах вместе с цементом и алебастром, меня передавило ремнем, потерял сознание, и все эти ведра с цементом вниз упали, хорошо, не убило никого.

Авангард и картошка

- С "Кракатуком" вы путешествовали по России. Как в провинции воспринимают авангардное зрелище?

- Конечно, провинциальный зритель не избалован авангардными модными проектами. У него традиционное представление о цирке. Вот пошли мы в Самаре на рынок, затарились на всю компанию: картошка, морковка, лук. Ходим с огромными мешками в поисках соответствующей кастрюли, ну и разговорились с торговками. Они наперебой спрашивают: "А иллюзионисты будут? А дрессированные животные?" Ну, мы им отвечаем, что все будет: у нас ведь действительно в сцене превращения Щелкунчика есть немножко иллюзиона. Насчет животных, поначалу хотели, чтобы участвовали сорок дрессированных крыс, но - не случилось. Зато голубь есть. Так что мы народ не обманули, но слукавили. Мне кажется важным, что есть возможность познакомить зрителя с новым искусством.

- Мне вот что странно: авангардный проект, модное зрелище, а участники питаются картошкой!

- Ну, так проект еще должен раскрутиться. К нам приезжали продюсеры из разных стран, присматривались. Конечно, Запад трудно удивить, но в "Кракатуке" есть новизна.

Цирк в аэропорту

- С "Лицедеями" вы давно удивляете Запад. А вам лично это удавалось?

- Как-то мы улетали из аэропорта "Шарль де Голль". В Париже купили шикарный кофр для грима, куда сложили принадлежности всего театра. Вещь новая, непривычная, вот мы кофр и забыли: Прошли паспортный контроль, ломанулись по магазинам дьюти-фри, и тут кто-то вспомнил. Переводчицы с нами уже нет, директор говорит: "Ты хоть немного знаешь язык, пойди спроси". Спускаюсь вниз и вижу: один сектор полностью оцеплен полосатой лентой, в центре - наш кофр, вокруг полицейские, у пассажиров нервный обеспокоенный вид. Я кричу, что это наш кофр, что мы - театр, там наши гримировальные принадлежности! Мне отвечают: "Ну, тогда подойди и открой". Я вошел в сектор - и вот это был театр, даже с дрессированными животными! Я стал доставать принадлежности, а многие из них очень смешные и необычные - например, носы - показываю их полицейским, а заодно и публике, и раскладываю на полу. Потом подошел служащий с собакой, которая обнюхала все, в том числе и меня, самым тщательным образом. Потом меня под конвоем повели в участок. Там занесли мои данные в компьютер и отпустили. На самолет я, вместе со спасенным кофром, успел. Надеюсь, мои данные занесли в список рассеянных пассажиров, а не террористов!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах