Примерное время чтения: 4 минуты
69

Маршрутная революция отменяется?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12 23/03/2005

С первого апреля в Петербурге должна была заработать новая автобусная маршрутная сеть. Не заработает. Транспортная реформа, о которой чиновники непрестанно говорят последние полгода, под угрозой срыва. Комитет по транспорту не может подвести итоги конкурса на право обслуживания маршрутов. А Федеральная антимонопольная служба (ФАС) усмотрела в предложенной городскими властями новой системе пассажирских перевозок признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Реформа, естественно, затевалась на благо горожан. Нам обещали, что на линии выйдут автобусы большой вместимости, интервалы движения сократятся, маршруты оптимизируют, а стоимость проезда расти не будет. Все это должно было произойти уже в этом году. А если подождать еще немного, то автобусы начнут ходить по расписанию, давку в часы пик забудем как страшный сон, и все будет, как на цивилизованном Западе.

Чтобы добиться счастья для всех и сразу, чиновники решили поделить город на 62 транспортные зоны. И "социальные" маршруты, и "коммерческие" внутри зоны предлагалось отдать на обслуживание одной компании, которая должна выиграть эту зону на конкурсе. Таким образом, город решил переложить на частников пополнение парка вместительных автобусов. Не имея их, ни одна компания в конкурсе участвовать не может. Конкурс провели в начале года. Старт реформы назначили на 1 апреля. И, видимо, эта дата сыграла с реформаторами злую шутку. То, что прекрасно выглядело на словах, на деле оказалось фикцией. Итоги конкурса подвести до сих пор не могут.

Иного трудно было ожидать. У мелких перевозчиков денег на покупку вместительных автобусов просто нет. Средние, конечно, могли бы найти инвестора. Но ни один инвестор не даст денег на автобусы фирме, у которой на обслуживании еще нет маршрутов. Получить маршрут можно, только выиграв конкурс. А выиграть конкурс, только имея автобусы. Круг замкнулся. В итоге на часть лотов вообще нет претендентов. Их никто не хочет обслуживать.

Передел рынка выгоден только монополисту

А что же крупные частные перевозчики? У крупнейшего коммерческого перевозчика ОАО "Третий автопарк" сегодня 63 больших автобуса и около тысячи "газелей". С таким парком он смог подать заявку только на 4 (!) конкурсных лота из 62. По условиям конкурса оказались "лишними" 700 "газелей" этой компании. И руководство "Третьего парка" уже готовится их продавать, если конкурс в нынешней редакции все же признают состоявшимся. Почему бы дополнительно не закупить вместительные автобусы? "Для этого необходимо иметь место для их стоянки, - поясняет генеральный директор "Третьего парка" Владимир Дьяковский. - Еще год назад мы готовы были закупить 200 больших автобусов. Вели переговоры с городом о покупке участка земли. Но общего языка так и не нашли. В итоге пришлось купить только 50, которые можем разместить на существующих у нас площадях. Транспортная реформа в том виде, в котором сегодня проводится, не выгодна ни крупным, ни мелким перевозчикам".

Реформа должна стартовать уже завтра, а итогов конкурса нет как нет. Сегодня десятку частных компаний предложено до 15 апреля предоставить гарантии, что они закупают в общей сложности почти 1000 вместительных автобусов. Вряд ли это возможно. Такого количества готовых к продаже машин на рынке просто нет.

Тем временем на основании жалобы Ассоциации независимых перевозчиков Управление ФАС по Санкт-Петербургу приняло решение возбудить дело в отношении Комитета по транспорту и Правительства города по факту нарушения антимонопольного законодательства при организации пассажирских перевозок. Аналогичное разбирательство ведется и в Арбитражном суде. Конкурс, а вместе с ним и реформы имеют все шансы так и не состояться. Для рядовых петербуржцев, может, оно и к лучшему.

Если частные перевозчики не выполнят условий Смольного, большинство конкурсных лотов просто отдадут ГУП "Пассажиравтотранс", и город получит транспортного монополиста. Частные перевозчики уйдут с рынка, и ряд привычных горожанам маршрутов прекратит свое существование. Маршрутки исчезнут, а вместительные автобусы на улицах так и не появятся. Поскольку, надеясь надавить на перевозчиков, город не выделил в этом году на обновление автобусного парка ни копейки. Исчезновение же конкуренции неизбежно спровоцирует рост стоимости проезда. И тогда можно будет объявлять о начале новой реформы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах