Примерное время чтения: 7 минут
71

Автолюбители и автопрофессионалы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11 16/03/2005

Понять, что такое "угнали машину", может только тот, кто сам прошел через это испытание.

Здесь целая гамма чувств: горечь потери, чувство собственной беспомощности перед криминалом, злость - на воров и на себя, допустившего и не уберегшего. Кто, как и где угоняет наши автомобили? Можно ли защитить четырехколесных друзей от похищения?

Ответить на эти и другие вопросы мы попросили знающего и компетентного человека - Арсена ЗАГАШТОКОВА, много лет возглавляющего 8-й отдел (по борьбе с кражами и угонами автотранспорта, а также с разбойными нападениями на его владельцев) Управления уголовного розыска Криминальной милиции ГУВД. Отдел, к слову, уважаемый и известный. Множество его разработок признавалось лучшими в России. А большинство сотрудников подразделения имеют государственные награды, причем такие, как орден Мужества, медаль "За отвагу".

"Законодательство у нас такое, что угонщик может отделаться штрафом".

- Арсен Асланович, ваш отдел противостоит угонам и кражам. А в чем разница между ними?

- Да не вижу я ее, эту разницу. На наш взгляд, законодатели разграничили состав преступления совершенно искусственно. Да, номинально угон - это когда нет цели хищения. Например, кому-то пришло в голову забраться в чужой автомобиль, прокатиться на нем.

- А что, так не бывает?

- Случается. Крайне редко. Но представьте себе такую ситуацию: человек проникает в дорогущую иномарку, "справившись" при этом как минимум с тремя порогами сигнализации. А потом уверяет, что ничего красть у него и в мыслях не было. Просто покататься решил.

- Но ведь ясно, что это не так.

- Вам ясно, нам ясно. А правосудие почему-то ему верит, и преступник может вообще штрафом отделаться. В практике работы нашего отдела полно случаев, когда нам приходилось по нескольку раз одного и того же вора задерживать, чтобы наконец "закрыть" его. Поэтому я не люблю слово "угонщик" и называю их так, как и следует - автомобильными ворами. Я считаю, для успешной работы необходимо ввести в Уголовный кодекс единую статью, объединить "угоны" с "кражами".

- Что еще осложняет вам работу?

- Так называемые "разборки", места, куда пригоняют украденные машины на запчасти. Их огромное количество в нашем городе, они спокойно существуют под видом торгово-закупочных "точек". Необходимо регламентировать их деятельность, должно быть соответствующее решение властей. Это бы здорово помогло всем, количество краж сразу бы снизилось.

- Кто угоняет наши авто? И где это чаще всего происходит?

- Это может быть наркоман, сдавший его на разборку за 300 долларов, а может быть вполне серьезная группа, охотящаяся за вполне серьезными машинами. Понимаете, воров привлекает прежде всего доступность автомобилей. В квартиру попасть трудно, к тому же велик риск, что кто-то услышит, что оставишь отпечатки. А тут на улице "лежат" 50 тысяч долларов, а через пять минут на этом месте - просто кусок асфальта.

Машины, угнанные в Питере, "легализуются" в других городах страны едва ли не через сутки.

Каждый член группы выполняет определенную функцию. Задача воров - найти в кратчайшие сроки автомобиль и угнать его. Для этого они используют новейшие приспособления, сканирующие устройства. Дальше в дело вступают "граверы" - перебивщики идентификационных номеров. Потом - люди, которые готовят документы для машины, регистрируют ее в МРЭО в одном из городов России, "легализуют", используя связи с правоохранительными органами. Мы находили угнанные в Питере автомобили в Красноярске, в Абакане - там они были поставлены на учет чуть ли не через сутки после угона! Кстати, в подавляющем большинстве случаев угонщики, "граверы" и "легализаторы" не знают друг друга, с ними держит связь только организатор.

Где воруют? Днем - у офисов, у гипермаркетов, у мест, где автовладелец проводит достаточное количество времени. Ночью - в "спальных" районах.

- Угоняют "под заказ" или просто любую дорогостоящую?

- Бывают и заказы. Разбил, например, человек свою машину. Понимает, что восстановить ее, в принципе, можно. Заказывает точно такую же модель, а потом умельцы собирают ему "новую".

- Случалось ли, чтобы в роли наводчиков оказывались продавцы или те, кто ставил сигнализацию?

- Да. Это произошло в одной крупной дилерской компании, не буду называть ее, скажу только, что речь идет об отечественных моделях. Сначала мы поняли, что есть "утечка", потом - что она идет именно оттуда, а потом уже вычислили, через кого именно.

- С автостоянок, из гаражей часто похищают?

- В области - часто. В городе не так, конечно, но тоже. Что неудивительно: пьяный сторож - это не сторож. Что касается стоянок, то там нередко происходят уже разбойные нападения.

- Какие машины чаще всего становятся жертвами?

- Отечественные модели последних годов выпуска и престижные иномарки. Впрочем, иномарки с 10-12-летним стажем тоже крадут, сдают на запчасти. Труднее сказать, какие не угоняют. Наверное, те, что хорошо защищены.

Чем больше "секреток" в машине, тем маловероятней ее похищение.

- Вот мы и подошли к самому интересному. Дайте совет, как уберечь машину.

- Тут единого рецепта нет. Но вот что важно. Электронную сигнализацию могут легко считать (раньше сканеры были спрятаны у них в "тетрисы", сейчас - в мобильные телефоны). Механику же не сканируешь. Поэтому неплохо бы установить побольше именно таких препон - "секреток", крюков, прерывателей, известных только самому хозяину. Ведь все зависит от того, как скоро вор сможет завести машину. Он потеряет время на одной "секретке", на другой: А они не любят долго копаться.

Если вы припарковались у кафе или ресторана, имейте в виду: бывает, что в группу угонщиков входят карманники, задача которых - изъять ключ из вашей куртки. Будьте внимательны. Да, вот еще. Если в том же кафе ваш мобильный телефон вдруг перестал принимать сигнал, возможно, где-то рядом работает сканер. Здесь тоже нужно быть бдительным.

А вообще, "неугоняемых" машин нет. Если это не удается "тихим" способом, преступники могут пойти на разбой. Обычно это происходит в момент посадки в автомобиль или в момент выхода, так что хорошенько присмотритесь, нет ли рядом подозрительных типов, прежде чем подходить к машине. Если вас "подрезали" или произошло ДТП и вас приглашают на разговор, также не спешите выходить, на провокации не поддавайтесь. Заблокируйтесь и вызывайте ГАИ. И с фантазией у воров все нормально. Как-то раз к машине одной дамы привязали груду консервных банок. Она едет, не понимает, почему грохот такой стоит. Вышла посмотреть - тут же прыгнули в автомобиль и угнали.

- Знаю, во многих отделах "собирают" такие казусные истории.

- Может быть, но мы в этом смысле люди без чувства юмора - ничего такого не "коллекционируем", не записываем. Скорее наоборот - собираем уже наши приемы по борьбе с угонщиками, разработки. И охотно делимся ими с коллегами в других городах или из других отделов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах