Примерное время чтения: 6 минут
105

Князи грязи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25 22/06/2005

Экологи говорят: "Жизнь в городе - это компромисс между современными благами цивилизации и тем влиянием, которое производство оказывает на окружающую среду". За свет, газ, асфальт и круглосуточные магазины мы расплачиваемся смогом в наших легких, тяжелыми металлами в желудочно-кишечном тракте и постоянным стрессом.

За последние 40 лет доля горожан в России выросла до 73,1%

Международная научная конференция "Экологические и гидрометеорологические проблемы больших городов и промышленных зон", прошедшая в Российском государственном гидрометеорологическом университете, подтвердила: жить в городе вредно. Но борьба за очищение среды обитания тоже ведется новыми методами, так что есть некоторая надежда, что не все так плохо. Хотя созерцание дымного неба и мутных вод мегаполиса особого оптимизма не внушает.

Известно, что около 1,2 миллиона человек в российских городах живет в условиях резко выраженного дискомфорта: загрязненная среда обитания, скученность, опасность техногенных катастроф. Геоэкологи, профессора нашего Гидрометеоуниверситета Владислав Шелутко и Валентина Гальцева говорят:

- Одна из величайших трагедий городов состоит в том, что они, являясь материализованным уровнем развития цивилизации, становятся не только неудобными, но и в значительной степени опасными для жизни. В городах-"миллионерах" население не может воспроизводить себя, в них преобладают старики. Рост населения идет за счет миграций из сельских районов, с национальных окраин. Многие фантасты в своих антиутопиях не раз предрекали гибель больших городов, называя их "демографическими черными дырами", "чудовищами, пожирающими человеческий род". Именно в крупных городах распространились явления социальной патологии: преступность, наркомания, алкоголизм. Но альтернативы городу нет! Да, в деревне свежий воздух, но именно город служит "инкубатором" для творческой деятельности, которая формирует новые направления в науке, производстве, искусстве, культуре. Горожане любят выезжать на дачу, но переселяться в деревню не желают. Даже в США, где развита дорожная сеть и инфраструктура, люди по-прежнему рвутся в города, а не из них. Лет двадцать назад, когда экология только формировалась как наука, американский средний класс, напуганный информацией о загрязнении окружающей среды, ринулся из городов, но их дети в города возвращаются.

Из 60 рек и каналов Петербурга питьевой остается только Нева

Хотим мы или нет, но города еще долго будут существовать оплотом цивилизации. Другое дело, что жизнь в них нужно делать возможно комфортнее с точки зрения экологии. Изучение окружающей среды в городах породило термин "урбаэкосистема". Уже сейчас есть примеры того, как человек в городах и промышленных зонах создает целиком искусственную урбаэкосистему: искусственный водоем, в нем некоторое количество растений и животных, деревья и кустарники, посаженные на когда-то голых или рекультивированных полях. Такие искусственные системы очень уязвимы и полностью зависят от человека, но при должном уходе и с течением времени даже они стабилизируются.

Жизнь урбаэкосистемы порой не поддается логическому осмыслению. Достаточно вспомнить, как ратовали защитники природы за закрытие Приозерского целлюлозно-бумажного комбината, который, с их точки зрения, загаживал всю южную Ладогу. Комбинат перепрофилировали. А показатели загрязнения воды остались примерно теми же! Значит, не в комбинате было дело, а в чем-то еще, но принять решение о закрытии было гораздо проще, нежели досконально изучить проблему. Кстати, теперь установлено документально, что не только крупные предприятия виновны в загрязнении окружающей среды. Чаще и больше гадят мелкие фирмочки, гнездящиеся по старым заброшенным промзонам, которые производят неизвестно что по неизвестно какой технологии, и поймать их за руку очень сложно.

Одна из проблем нашего мегаполиса - вода, вернее, ее состояние. На территории Петербурга более 60 рек и каналов, а пить можно только из Невы, да и то после серьезной очистки. Причем Ладожское озеро, питающее Неву, и особенно его южную часть, тоже чистотой воды похвалиться не может. При этом мы расходуем очень много воды, грубо говоря, переливаем из крана в канализацию. За сутки город "выпивает" озеро площадью километр на километр и глубиной в три метра.

30% городских стоков не проходят очистку

В 1978 году были начаты работы по реконструкции городской канализации, и после ее частичного завершения (на 70%) городские воды существенно очистились. Но тут начали строить дамбу - и все вернулось на круги своя. Геоэкологи предупреждают: недоделанная дамба куда страшнее достроенной. Сейчас она губит Маркизову лужу, и может настать такой момент, когда урбаэкосистема, с трудом сложившаяся в этих местах, пойдет вразнос, и мы переживем экологическую катастрофу. Нынешняя вонь на пляжах может показаться ерундой по сравнению с той гниющей помойкой, которая непременно образуется на месте Маркизовой лужи, если дамба не будет достроена.

Самой грязной рекой Санкт-Петербурга по праву может считаться река Охта, на которой когда-то стоял предшественник Петербурга Ниеншанц. Обитателям крепости в страшном сне не могла присниться мерзость, которая течет теперь в этой реке. Немногим ей уступают Мойка с Фонтанкой, каналы Обводный и Круштейна - и очень многие городские "водные артерии", по которым катают подозрительно принюхивающихся туристов. Время от времени эти реки и каналы чистят. Поскольку часть вычерпанных донных отложений опасна для жизни, их складывают в специальные контейнеры и притапливают в ямах на дне все той же Маркизовой лужи.

Любая экосистема (даже урбоэкосистема) может восстанавливаться. Чуть дашь ей роздыху, перестанешь наращивать производство и увеличивать количество свалок - она пытается ожить. Но, похоже, пока что человек (во всяком случае, в нашем городе) быстрее гадит в окружающую среду, нежели она успевает восстановиться. Возможно, экосистема выживет, но в каком-то другом виде. Уцелеет ли во всем этом сам человек - трудно сказать. Пока что остается утешаться словами геоэкологов, что для одних организмов гибель их экосистемы - это "конец света", но для других, зарождающихся на этом месте, - всего лишь "начало мироздания". Так что если мы в конце концов вымрем, на грязной планете заведутся какие-нибудь грязные организмы, которым здесь будет вполне комфортно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах