38

Друг "сволочей" Андрей Краско

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19 11/05/2005

В 1943 году в горах Казахстана секретным приказом была открыта особая диверсионная школа для малолетних правонарушителей из колоний и детских приемников - помесь немецкого "гитлерюгенда" с японскими "камикадзе".

Из детей-сирот советская власть готовила заведомых смертников. Владимир Кунин, будущий автор "Интердевочки", ребенком сбежал из горной школы и только потому остался жив. Много лет спустя Кунин написал автобиографический сценарий "Сволочи", по которому Александр Атанесян ставит одноименный военный триллер. Продюсерская компания "Парадиз" разрешила режиссеру Атанесяну снимать казахские горы в Армении, куда он привез всю съемочную группу и в том числе Андрея КРАСКО.

Порядочность не зависит от рода занятий

- Вы без работы явно не сидите и за первую попавшуюся роль вряд ли хватаетесь. Значит, роль кладовщика дяди Паши и сам фильм "Сволочи" заинтересовали вас чем-то большим, чем возможностью провести весну в горах?

- Отвечаю честно: в данный момент я как раз сидел без работы. Но про это кино мы договорились с Атанесяном раньше. Мы с ним никогда не работали, и мне было интересно. Он дал мне сценарий, я его прочитал, мы поговорили про то, что я прочитал, про то, что мы хотим сделать, про то, кто будет партнером. Кажется, не бывает такого, чтобы все сошлось одно к одному - сюжет, герой, режиссер и партнер. А здесь сошлось!

- И что за партнер?

- Андрей Панин, он играет начальника лагеря Вишневецкого.

- Насколько я знаю, Панин - ваш нечаянный крестный отец в кино. Если бы он, уже начав сниматься в "Олигархе", по разным причинам не сошел с дистанции, вы бы не получили роль следователя, а ведь она стала вашей "подкидной доской" в кино. К тому же сыграли порядочного человека:

- Я однажды в интервью взялся рассуждать на тему порядочности. Сказал, что люди порядочны или нет независимо от рода занятий, которые могут быть самыми сомнительными. Меня спросили: что, и воры бывают порядочными? Я сказал: конечно. И это правда. Воры бывают порядочными, менты, не поверите, тоже бывают.

- Почему же, верю. А вам важно, приступая к съемкам, придумать своему герою биографию - скажем, понять, каким образом тот же дядя Паша оказался в горной диверсионной школе?

- Мы с Атанесяном придумали, что у дяди Паши на предплечье должна быть вытравленная татуировка. Будто бы он сделал ее в детстве, когда сидел на зоне для малолеток.

- Он потому так хорошо понимает этих пацанов?

- Я не знаю, хорошо он понимает или нет. В сценарии это есть, но все решается на площадке: как поведут себя ребята в кадре, какими они окажутся.

Между актером и персонажем поставили знак равенства

- А вам приходилось когда-нибудь работать с оравой пацанов?

- Мне приходилось участвовать в кинопробах к фильму "Пацаны". Динара Асанова меня даже утвердила, но тут я загремел в армию.

- А я, школьником, в этом фильме снимался. Вы кого должны были играть - пренеприятного воспитателя?

- Да. Позже ребята рассказывали, что они меня после проб дружно возненавидели. Не понимали, что между мной и персонажем есть разница.

Так получилось, что все равно свой первый кинематографический опыт я получил у Динары. Она дала мне маленький эпизод в "Никудышной", и потом я просидел рядом с ней весь фильм - и на съемках, и на монтаже.

А из-за этой армии, помешавшей мне сняться в "Пацанах", она до самой смерти с моим папой не разговаривала, потому что он меня не отстоял. Но никто не мог отстоять - ни родители, ни Асанова, ни театр, ни даже дурдом. Я был на военно-медицинской экспертизе и вышел оттуда с заключением, что призыв в армию мне категорически не рекомендован. Не помогло.

- Остается предположить, что вы крепко насолили кому-то из очень высоких чинов?

- Не кому-то, а лично товарищу Чурбанову.

- Каким образом о вашем существовании мог узнать зять Брежнева и замминистра МВД?

- Я сыграл в Театре имени Ленинского Комсомола главную роль в спектакле "Кукарача", после чего случился скандал. Наверху решили, что поступки молодого милиционера Георгия Тушурашвили по прозвищу Кукарача не соответствуют морально-этическому облику советского защитника правопорядка. Не я писал это произведение, не я его инсценировал, не я ставил, но в резолюции были почему-то упомянуты только двое - автор Нодар Думбадзе и актер Краско. Собрали специальное совещание, где выработали предписание драматургам, сценаристам, режиссерам, - каким должен быть настоящий милиционер в советском искусстве. А меня в наказание послали служить. Обидно - мне тогда всего месяца не хватило от армии добегать. В августе должно было исполниться двадцать семь - в июне забрали. Я в пять утра заскочил к папе с мамой переодеться, а меня уже ждали на лестничной площадке.

- Милицейские чины, как ребята из "Пацанов", поставили знак равенства между вами и персонажем?

- Выходит, так. Тогда много разного бреда было. Сейчас молодым этого не объяснить, не поймут.

- Ваши четырнадцатилетние партнеры по "Сволочам" - уж точно. Они родились много позже того призыва.

- Да уж, они даже о том, кто такой Ленин, понятия не имеют. Спрашиваешь: кто такой Ленин? Писатель, отвечают. А кому еще памятники ставят? Только писателям...

- Ну а для вас военная форма - не реквизит, вы ее в свое время по-настоящему носили.

- А сейчас донашиваю. В последнее время играю либо бандитов, либо людей в форме. Кино такое.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах