Примерное время чтения: 4 минуты
77

Станет ли зона парком?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32 10/08/2005

Самая протяженная в городе пешеходная зона "Большая Московская - улица Правды" превращается в "Парк современной скульптуры". Зону уже украсили произведения известных петербургских мастеров: "Слепой" (или "Одинокий") Дмитрия Каминкера установлен на пересечении с Социалистической, на этом же перекрестке - композиция "Три ангела" Бориса Сергеева, а напротив Университета кино и телевидения - "Организатор" (или "Режиссер") Дмитрия и Даниила Каминкеров.

Слепой идет в кино

Скульптуры настолько необычны, что, кажется, не могут не привлечь внимания. Но горожане за милую душу пробегают мимо, даже не взглянув. Хотя, если остановишься и начнешь пристально рассматривать скульптуру, обязательно кто-нибудь присоединится и поделится впечатлениями: "Кошмар! Я в шоке, а вы? Хоть бы написали, что все это значит?" Встречаются, конечно, люди, настроенные доброжелательно, но и они растеряны: "Эти памятники - кому?"

Информационные доски на самом-то деле есть, но расположены: почти в полукилометре от скульптур, в начале и в конце зоны. Ну откуда же знать, что с "Парком" нужно знакомиться так: в районе Свечного переулка остановиться перед информационной тумбой, задрать голову, тогда и прочтешь, что ":скульптура "Слепой" созвучна духу произведений Достоевского, раскрывает драму одиночества личности и призывает к состраданию". Вряд ли этот перл способен убедить в уместности установки именно этой скульптуры. Более того, вскипает раздражение: ну сколько можно долдонить о "духе произведений"! Тем более что здесь стоит памятник самому писателю, неужели мало? И, может, на пешеходной зоне уместнее будет скульптура, не "раскрывающая драму", а - жизнеутверждающая? Впрочем, остроумные люди уже сформулировали свое видение: "Слепой идет в кино под сенью Достоевского". Бронзовый герой, действительно, нацелен на Университет кино и ТВ, но место здесь занято "Режиссером": малоприятным существом, из которого торчат дверные ручки, вентили, печные заслонки. В одной руке у него внушительных размеров кирпич (видимо, сценарий), другой "Организатор" прижимает ко рту какой-то раструб. "Режиссер" гордо стоит на телеге, перед которой валяется оглобля в виде: креста. Возвышен, но нелегок труд мастеров культуры - пусть студенты наматывают на ус?

Композиция "Три ангела" не вызывает у публики раздражения, лишь недоуменные вопросы, что же она обозначает. А ведь это памятный знак о церквях, когда-то находившихся поблизости: Иоанна Предтечи на Ивановской улице (так называлась Социалистическая), церкви Св. Александра Невского при училище Синода и церкви Преображения Господня, обе располагались на Кабинетской (ныне - Правды). Если бы об этом написали у композиции, а не за полкилометра!

Создатели парка скульптур подошли к его организации с эстетически-возвышенной точки зрения, но, наверное, пешеходная зона требует другого - разумности и доходчивости. Парк будет расширяться, для новых скульптур подготовлены еще три гранитных постамента. Здесь возможны и временные выставки. Жаль, если горожане по-прежнему будут недоуменно пожимать плечами: "Это памятник - кому? А автор кто?"

Пивко "у Достоевского"

Впрочем, и с доходчивостью можно переборщить. Пример тому - информационные стойки, откуда стрелки указывают на историко-культурные достопримечательности, расположенные в окрестностях. Текст, как правило, лаконичный: "Литейный, 33. Жил и работал Есенин". Но вдруг натыкаешься на указатель с подробностями: "русский поэт Дельвиг". Трогательная забота о Дельвиге или о нас? Мол, кто не слышал, пусть знает, что - поэт, а у кого сомнения насчет фамилии, так успокойтесь - "русский". Почему-то выделен и Александр Радищев, обозначенный как "писатель-революционер". Ярлык "революционер" все еще повышает значимость? Или вот такая надпись: "Литературный салон В.Ф. Одоевского. В этом доме собирался "цвет петербургского литературного круга" (Почему "цвет" - в кавычках? Это цитата?)

Пока творцы воспитывают публику на современной скульптуре и историко-культурных досто-примечательностях, за памятником Достоевскому в центре пешеходной зоны поставили дивные архитектурные сооружения - пивной ларек и широкие скамьи с навесами. Насчет надписей рефлексии нет, гордо обозначено: "Пиво "Старый мельник". Вот это забота о человеке! Выпивохи и бомжи давно освоили эту зону, теперь кайфовать будет еще удобнее, на скамьях и прилечь можно! Настоящий культурный отдых.

Впрочем, если создалось впечатление, что у "простого человека" душа не болит о красоте, - это не так. Перебегающий дорогу бомжеватый мужичок, ни к кому конкретно не обращаясь, вдруг воскликнул: "Город-то какой стал грязный!" и - в продолжение эмоции - грязно же выругался.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах