Примерное время чтения: 5 минут
59

Реставрация как защита плацдарма

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38 21/09/2005

Осень - пора подведения итогов реставрации памятников, которые находятся на улице. Потому что, стоит среднесуточной температуре упасть ниже плюс восьми, работы производить нельзя.

"Оконный" вопрос испортил горожан

Самая грандиозная реставрация, которую нельзя не заметить, - фасады. Программа рассчитана на три года, первый этап, начавшийся летом, должен завершиться в ноябре - это 143 здания. Многие дома по набережным Кутузова, Английской, Дворцовой, Фонтанки, по Большой и Малой Морской еще укрыты зеленой сеткой, но от обновленных фасадов глаз не оторвать! На реставрацию каждого уходит примерно 5 миллионов рублей. И почти на всех объектах возникают проблемы, которые удорожают работы: то в аварийном состоянии оказывается стропильная система или кровля - их приходится менять, то обнаруживаются детали декоративного убранства, к примеру, керамика. Ее восстановление - удовольствие не из дешевых. Или суперсовременная проблема - пластиковые окна, чаще всего белые, а то и желтые или зеленые, портящие исторический облик зданий. Хозяева квартир чуть ли не с топорами выходят на реставраторов и говорят, что будут отстреливать тех, кто попытается покрасить их стеклопакеты. Впрочем, разработанной технологии пока нет, как и постановления правительства города по "оконному" вопросу.

Срывают программу и: комитеты администрации города. Так, Комитет по здравоохранению даже не начал работы на принадлежащих ему зданиях по каналу Грибоедова, Фонтанке, Невскому. Комитет по физкультуре и спорту - по Мойке, 21-23. Комитет по культуре обещает обновить фасад дома по Невскому, 40, где он и располагается, а вот особняк Кочневой по Фонтанке, 41 (это "Петербург-концерт") пока безнадежен. Проблема и с университетом Бонч-Бруевича, которому принадлежит целый комплекс обшарпанных зданий на Мойке. Вуз подтверждает только то, что: денег нет. Ну, а техникум пищевой промышленности, своим затрапезным видом пугающий туристов у арки Главного штаба, отказывается не только ремонтировать старинное здание, но даже подписывать охранное обязательство. У КГИОПа созрело предложение перенести техникум в Купчино.

В этом сезоне на ремонт фасадов город выделил 219 млн. рублей, Фонд развития Петербурга, который ответствен за дома, находящиеся в федеральной собственности, - 288 млн., бизнес-структуры - 200 млн.

Между прочим, из-за ремонта возникали проблемы с летними кафе - хозяева очень неохотно убирали их ради строительных лесов. Сейчас эта проблема уходит, но вот какая странность: на Невском, на тротуаре у дома N 70 именно в эти дни строится некое - довольно основательное - сооружение. В КГИОП ответили, что о строительстве ничего не знают! Может, стартовала новая программа "украшения фасадов" - зимними кафе?

Ораниенбаум прорывает окружение

Заповедник "Ораниенбаум" для каждого неравнодушного человека - сердечная боль. С каждым годом он приходит во все большее запустение, а ведь дворцы уцелели в войну, в Ораниенбауме не было фашистов. Как ни дико звучит - мы сами довели заповедник до разрушения. Директора здесь менялись часто, по слухам, некоторые очень даже неплохо поправляли свое материальное положение, но не положение музея.

Чуть больше года назад был создан Фонд поддержки восстановления и развития дворцово-паркового ансамбля "Ораниенбаум" под председательством Валентины Матвиенко. Средства на реставрацию поступают также из Всемирного фонда памятников в Великобритании.

Сейчас в заповеднике идут большие работы в Китайском дворце и в павильоне Катальная горка, который стоит в лесах вот уже лет 20.

Обновленную Горку мы увидим в мае 2006-го. Финансирование на этот год - больше 70 млн. рублей - есть! Сейчас здесь пыль столбом - приходится отбивать всю наружную штукатурку (поначалу хотели выборочно, но общее состояние оказалось тяжелым), работы чуть отстают от графика еще и потому, что, как любой старинный объект, Горка преподнесла сюрприз. В цокольном этаже обнаружили ринальдиевские окна, заложенные, видимо, в XIX веке. Требуется обследование, новая документация. Самая большая тревога специалистов - пол искусственного мрамора, единственный в мире! В нем обнаружили просадку - сейчас ведется радиолокационное исследование, вырабатываются методики реставрации. Тем не менее, к 1 января намечено завершить реконструкцию многострадальной Горки, а вот чистовую покраску будут делать в теплое время. Обновленный павильон предстанет во всей красе в мае.

Китайский дворец также построил Ринальди в 1760-х годах. К счастью, все эти годы, несмотря на тяжелое состояние - вплоть до пошлых протечек над уникальным Стеклярусным кабинетом, он работал. Сейчас у дворца обнажен фундамент, чтобы провести работы по его усилению, а также восстановить дренажную систему. При прежних руководителях такие работы якобы тоже проводились - во всяком случае деньги расходовались, но теперь, когда раскопали землю, увидели, что лишь кое-где были заменены куски уж совсем проржавевших труб.

Сейчас, кстати, специалисты раскрывают ринальдиевскую систему воздухообмена, создававшую уникальный микроклимат. Вентиляционные каналы и дымоходы оказались забиты шлаком, мусором, а кое-где цементно-бетонной массой. Вот и развелись сырость, грибок, начал гнить пол. Специалисты надеются, что если систему восстановить, дворец "задышит" самостоятельно, без установки кондиционеров.

Большие работы предстоят на кровле, хотя, как утверждалось раньше, они уже были проделаны и обошлись в 130 тыс. долларов! Специалисты КГИОПа обнаружили на крыше лишь следы герметика и несколько замененных листов железа.

В следующем сезоне Китайский дворец, скорее всего, не распахнет двери для посетителей, потому что начнется реставрация интерьеров.

Пожалуй, самые большие проблемы - с Большим Меншиковским дворцом. Серьезные комплексные работы вести невозможно, потому что часть здания принадлежит военным морякам, которые на свою территорию не пускают. Они согласны освободить помещения, но называют такие астрономические суммы на переезд, которые министерству культуры не по карману. Так что музей продолжает оставаться в окружении проблем, как Ораниенбаумский плацдарм в окружении врагов. Хотя прорыв начался.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах