Примерное время чтения: 6 минут
140

Любовь к отеческим: "движкам"!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34 24/08/2005

Знаменитая фраза Остапа Бендера: "Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения" сегодня не вызывала бы сомнения даже у тех "товарищей", к которым обращался великий комбинатор, доживи "товарищи" до наших дней. Однако попадаются и ныне машины, которые иначе как роскошью назвать сложно. Речь о ретротехнике. Знатоки готовы порой выложить несколько десятков тысяч долларов за груду ржавого железа, потом долго колдовать над ней только ради того, чтобы пополнить коллекцию новым раритетным экземпляром. Впрочем, все по порядку:

Спиртоцикл Василия Сталина

Людей, которые занимаются поиском и восстановлением ретротехники, называют олдтаймерами. За границей это хорошо развитая индустрия, в России же этим занимаются лишь влюбленные в старину энтузиасты. Один из них - петербургский коллекционер Ярослав Конкин. Ретротехникой он "заболел" лет в семь, увидев по телевизору сюжет про какой-то зарубежный клуб олдтаймеров. В шестнадцать восстановил свой первый мотоцикл.

Папа Ярослава, известный актер Владимир Конкин, поначалу не очень понимал, чем это сын занимается. Зато теперь относится к его увлечению с большим уважением. Сам Владимир тоже страстный коллекционер, собирает старинные почтовые марки.

- Поначалу я интересовался любой старинной техникой, - рассказывает Ярослав Конкин. - Реставрировал мотоциклы, автомобили, однажды с друзьями мы восстановили даже немецкий танк Т-3. Детали пришлось собирать по всей Ленинградской области, теперь он стоит на Поклонной горе в Москве. В последнее же время больше всего нравятся советские гоночные мотоциклы, которыми до меня вообще никто не занимался.

Суть работы олдтаймера укладывается в схему "найти - восстановить с точностью до мельчайших подробностей - сохранить". Чтобы через сто лет потомки могли посмотреть, как выглядел тот или иной мотоцикл, автомобиль или, скажем, танк. Ярославу Конкину удалось собрать совершенно уникальные экспонаты. Скажем, есть в его коллекции гоночный мотоцикл М-35. Выпускавший их Горьковский мотоциклетный завод просуществовал два года. За это время было сделано чуть больше 20 железных коней, из которых до наших дней сохранился лишь один. Ярослав отыскал его в Таганроге. Тяжелый модернизированный "кольцевик" М-75М - тоже весьма редкий экземпляр. А один из самых любимых в коллекции - гоночный мотоцикл М-52С.

- "Груду железа", которую он представлял собой пять лет назад, я приобрел почти за три тысячи долларов, три года ушло на реставрацию, - рассказывает Ярослав. - Модель очень редкая. В серию она не пошла, выпущено было всего 20 штук, так что судьба каждого известна. Мой М-52С был в гоночной мотоциклетной команде ВВС, которой руководил сын Сталина. Правда, это не личный мотоцикл Василия, но он много ездил на нем.

Любовь сына вождя к М-52С вполне понятна. На трассе этот мотоцикл легко разгоняется до 160 км/ ч. Такая "резвость" достигается за счет использования топлива с более высоким октановым числом. Мотоцикл Сталина, как и многие гоночные модели того времени, ездит на чистом этаноле. Пить его можно было прямо из спиртобака. И очень может быть, что Василий, который, как известно, был не только заядлым гонщиком, но и бескорыстно любил алкоголь, не раз прикладывался к чудо-баку, чтобы обмыть очередную победу в гонках.

- В город я на М-52С не выезжаю, - рассказывает Ярослав Конкин. - Во-первых, с такими скоростями на улицах Питера делать нечего. Не успеешь разогнаться, уже тормозить нужно. Во-вторых, ездить на спирте весьма накладно. К тому же мне гораздо интереснее восстанавливать ретротехнику. Сейчас вот мечтаю заняться реставрацией старых самолетов.

Бойкая "копейка"

С неменьшей любовью относится к ретротехнике Ярослав Бойко. На съемках нового приключенческого сериала "Прииск", который снимали в деревне Куркиеки, актер приобрел себе старенькие "Жигули". Карельские дороги, а точнее бездорожье, произвели на Ярослава столь сильное впечатление, что он тут же захотел по ним прокатиться. Вот и купил себе наиболее подходящий для этих целей автомобиль.

- Это была бежевая "копейка" выпуска 1978 года, в которой гремело все: начиная от кузова, кончая клапанами, - рассказывает Ярослав Бойко. - За машину пришлось отдать 5 тысяч рублей, сколько потратил на запчасти и ремонт, сказать трудно. Заводилась она даже не ключом, а столовой ложкой. Дома у меня есть машина, но совершенно нет времени, чтобы на ней ездить. К тому же по Москве порой быстрее передвигаться на метро. А в Карелии - никаких пробок, для столичного водителя просто раздолье.

Словом, все свободное от съемок время Ярослав проводил за рулем своей "копейки". Огорчало артиста полное отсутствие документов на машину. Единственная бумага - рукописная доверенность от бывшего хозяина, из которой следовало, что данное чудо техники продано господину Бойко на запчасти. Номера Ярославу сделали бутафоры, работающие на "Прииске". По этой причине артист всеми силами старался избегать встреч с сотрудниками ГИБДД.

- Они меня однажды чуть не арестовали, - смеется Бойко. - Поехали мы как-то ночью на этой "копейке" кататься. Сначала я хотел на ней до дома ехать, а в последний момент передумал, поставил у одного местного парня. Пересел в нормальную машину, проехали пару километров - гаишники стоят. Это в два часа ночи! Словом, сплошной экстрим.

Кстати, ретроавто так понравилась режиссеру "Прииска" Алексею Козлову, что он решил обязательно снять ее в сериале. По его словам, "копейка" - абсолютно вестерновский автомобиль и как нельзя лучше впишется в историю про золотоискателей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах