Примерное время чтения: 5 минут
113

Трудно быть человеком

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50 14/12/2005

Отношение к сирым и убогим - лакмусовая бумажка, свидетельствующая о здоровье общества. Похвастаться прорывами в этой области мы не можем. Мало того, из социальной сферы исчезает даже то, что исправно работало. Так, от когда-то стройной системы лечебно-трудовых мастерских для инвалидов с задержками умственного развития остался лишь один показательный российско-шведский проект.

Детский сад для взрослых

В этом году социально-трудовому реабилитационному отделению для инвалидов с ограниченными умственными возможностями "Карлсон" исполнилось пять лет. Здесь работает 25 инвалидов. Самому юному - 20 лет, старшему - 51, но все они как дети малые. Дети во взрослом теле. Поначалу они даже приходят на работу за руку с родителями. Но уже скоро у них появляется творящая чудеса уверенность в своих силах. "Многие из них с детства приучены, что они маленькие, что работать не должны, что все за ними ухаживают, - говорит заведующая реабилитационным отделением "Карлсон" Ирина Абрамова. - У нас они постепенно понимают, что ничуть не хуже остальных людей, что они многое могут. Для них это открытие! "А правда, что я уже взрослый?", - спрашивают они иногда нас".

В "Карлсоне" инвалиды работают поварами. В месяц дополнительно к пенсии зарабатывают около 1000 рублей. Правда, самостоятельно приготовить блюдо от начала до конца никто из них не может. Но если процесс готовки разбить на мелкие операции и каждому поручить свой маленький участок работы, то справляются на отлично. "Карлсон" входит в структуру "Комплексного центра социального обслуживания населения Адмиралтейского района". Еду здесь готовят в основном для себя. Здесь же столуются инвалиды из расположенного в том же здании отделения временного проживания. Часть обедов предназначена для малоимущих, кроме того, в небольших количествах лепятся пельмени и печется сдоба. Но бывают и крупные заказы. То представительство Стокгольма закажет фуршет человек на сто, то академия Мечникова попросит покормить врачей - участников семинара, посвященного реабилитации инвалидов. При этом подопечные центра не только все приготовят для фуршета, но и сервируют стол, и обслужат мероприятие.

Один на весь город

"Карлсон" для инвалидов - это не только работа, это возможность общения, шанс вырваться из клетки квартиры, попытка встроиться в обычную жизнь. Они учатся передвигаться по городу, ходить в магазины и к врачу. "Надо лишь поставить перед ними цель и дать время для ее достижения, - говорит Ирина Абрамова. - И невозможное становится возможным. Кто-то в детстве был признан необучаемым, а у нас научился считать и сам ходит в магазин за продуктами. Кто-то боялся выйти из дома, по улице ходил с низко опущенной головой, а теперь спокойно ездит в гости к родственникам на другой конец города".

Но устроиться на работу в "Карлсон" трудно. Желающих много, мест мало. Принимают на работу только инвалидов, живущих в Адмиралтейском районе, и все равно очередь. Между тем совсем недавно лечебно-производственные мастерские для инвалидов с ограниченными умственными возможностями были практически в каждом районе. Полтора года назад наша газета (N 18 за 2004 год) писала об угрозе закрытия старейших в городе мастерских N 2 на Большой Разночинной, организованных еще в 1946 году. Не помогло. Закрыли. Чиновники просто решили, что они не соответствуют цели их создания: трудовой и социальной реабилитации инвалидов. Пятьдесят лет соответствовали, потом вдруг перестали. "Официально нас закрыли еще в начале года, - говорит директор мастерских Елена Кулагина. - Работы лишились почти 100 инвалидов. До лета они приходили к нам по инерции, доделывали старые заказы. Потом отключили свет, воду, отопление: Сейчас здание стоит заколоченное и разрушается".

Аналогичная участь постигла мастерские в других районах. Систему разрушили, взамен ничего не создано. "Сегодня при психоневрологических диспансерах существуют отделения, где инвалиды проходят реабилитацию при помощи трудотерапии, - говорит председатель совета общественной организации инвалидов "Даун Центр" Кирилл Гаврилов. - Но это лечебный труд, за работу там деньги не платят. Для инвалидов же важно чувствовать себя равноправными членами общества, трудиться и получать зарплату как обычные люди. Между тем в Швеции, чей опыт перенимает "Карлсон", вообще нет понятия лечебного труда. Там всех инвалидов пытаются трудоустроить на обычные предприятия".

Начинай сначала

По мировой статистике, умственной отсталостью страдает около половины процента населения Земли. Получается что для Санкт-Петербурга это около 20 тысяч человек. Примерно половина из них находится в психоневрологических интернатах. Остальные живут в семьях. Многие из них хотят и могут работать.

"Очень часто инвалидам с интеллектуальными нарушениями устанавливается II степень ограничения способности к трудовой деятельности, - говорит Кирилл Гаврилов. - Это значит, что они, цитирую, "способны к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, или специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц". То есть способности у них есть, а возможностей они теперь лишены!"

Сегодня городские чиновники изучают шведскую систему трудоустройства инвалидов. Приглашают тамошних специалистов, ездят в командировки. Как пример успешной социальной политики, предъявляют деятельность "Карлсона". Подавляющему большинству безработных инвалидов городу предъявить, увы, ничего. Систему надо выстраивать заново. Зачем было разрушать старую?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах