Примерное время чтения: 4 минуты
72

Научить детей уму-разуму

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16 19/04/2006

ТЮТ при Городском дворце творчества юных - настоящая кузница кадров российского театра и кино. Его школу прошли Лев Додин, Сергей Соловьев, Николай Фоменко, Александр Галибин, Борис Смолкин. Накануне юбилея мы встретились с художественным руководителем театра Евгением САЗОНОВЫМ.

Островок безопасности

- ТЮТ родился в один день с вождем мирового пролетариата. Это был идеологический ход?

- Случайное совпадение. Пятьдесят лет назад 22 апреля было обычное воскресенье. В то время день рождения Ленина не отмечали. Мало того, мы работали в самом центре детской идеологии, но в театре не было ни одного партийного человека. Лев Додин очень точно сформулировал, что основатель ТЮТа Матвей Григорьевич Дубровин создал "островок демократии в тенетах тоталитарного режима". Дубровин создавал не столько театр, сколько пространство, с помощью которого созидался счастливый, гармоничный человек.

Я как-то спросил его: "Для чего вы создали ТЮТ?" - "Назло, - ответил он. - Назло профессиональному театру. Там за кулисами конкуренция, у меня - взаимопомощь, вместо ссор - доброжелательность и любовь".

- Сегодня вы уже не ощущаете себя островком?

- Я бы сказал, что сегодня мы - островок духовности, которая, к сожалению, не очень востребована жизнью. Театральный репертуар формируется на потребу зрителя. Вся русская классика - в одной книжке. Как сказал Жванецкий, "раньше кумиры возникали через восхищение, а сегодня - через отвращение". Совершил непотребство - и известен всей стране.

Мы - островок безопасности. Сегодня много мест, которые развращают. Хочется, чтобы их было меньше, но отказаться от них полностью невозможно, да и не нужно. В человеке не могут существовать одни светлые стороны. Должны быть и темные. Бесовское и божественное. Но должны быть и места, которые спасают. Баланс темного и светлого, их взаимодействие и борьба определяют живое дыхание жизни.

Культурный инстинкт

- То есть главное в детском театре - воспитательный процесс, а не творческий рост?

- Мы не ставим задачу вырастить профессионального актера. Профессиональный театр, как профессиональный спорт, для детей опасен. А вот театральная культура необходима. Театр помогает ребятам входить во взрослую жизнь,позволяет познать себя и мир, реализовать потребность в творчестве. Дети думают, что они пришли к нам блистать на сцене, но на самом деле они приходят за общением, за приятием себя. Мы пытаемся сформировать у них культурные и социальные инстинкты, чтобы даже в экстремальных ситуациях они поступали нравственно.

- Но принимаете в студию только самых талантливых?

- Все дети талантливы, но у кого-то это на поверхности, а у кого-то задвинуто так глубоко внутрь, что никто о его способностях не догадывается. Я много видел ребят, которые у нас в студии ничего собой не представляли, а сегодня они всенародно любимые актеры.

Есть ощущение, что дети, которые к нам приходят, заранее между собой договорились, что окажутся в студии. В один год они все как на подбор утонченные натуры, в другой - безумные, как сегодня говорят, "безбашенные", в третий - удивительно интеллигентные. Видимо, при приеме мы интуитивно ориентируемся на какой-то определенный склад личности.

- Чего сегодня не хватает детскому театру?

- Я лучше скажу, что мешает. Необходимо внести изменения в существующую нормативную базу учреждений дополнительного образования. Мы живем в порочной системе. Эта структура хороша для школы, но никак не сочетается с театром. Приходит проверка: "Где у вас группа номер 3? Декорации таскает? Почему? По программе у них такой-то урок записан".

Педагоги не должны прятаться, не должны создавать показуху, писать бесконечные служебные записки и бесполезные программы. Театр - это ведь сумасшедший дом. Так дайте нам делать с детьми сумасшедший дом, чтобы научить их уму-разуму.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах