Примерное время чтения: 8 минут
96

Язык сохраняют театр и церковь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19 10/05/2006

У Валерия Николаевича Галендеева редкая профессия - он учит людей: говорить, умеет поставить голос, избавить от говора. В театре это называется сценической речью.

Валерий Николаевич - профессор Театральной академии, заместитель художественного руководителя МДТ Льва Додина. Малый драматический - один из немногих театров, где зрители не напрягаются, пытаясь понять и расслышать, что говорят на сцене. Интересно, что перед каждым додинским спектаклем с актерами проводится разминка. Впрочем, проблемы речи касаются не только театра.

Красивых стало больше:

- Вас, наверное, раздражает речь журналистов, политиков, которую вы слышите по ТВ и радио?

- Спокойно к этому отношусь. Мы же понимаем, что невозможно ходить по улицам с желанием увидеть одних только красавцев. Хотя красивых людей в последнее время стало больше, вот хорошо говорящих - меньше.

:Я только что был в Польше, давал мастер-классы по сценической речи, так в моем гостиничном номере было 50 ТВ-каналов, из наших - "НТВ-мир" и "РТР-мир". Они были худшими не только по качеству изображения и содержания, но и по неумелым ведущим и журналистам. Ни на одном телеканале Европы комментатор не начинал свой вопрос с "эээ:". Человек, который не может слету сформулировать мысль, не должен быть в кадре. На CNN невозможно, чтобы ведущий мучительно искал слова.

- Кто из политиков, по-вашему, мастер слова?

- Тони Блэр, Жак Ширак. Они очень выразительно говорят. Без сучка и задоринки - Путин. Неплохо говорил Касьянов. Священнослужители умеют хорошо говорить, церковь сохраняет русский язык. Недавно позвонил иеромонах Валаамского монастыря, который с благословения святейшего патриарха хочет поступить ко мне в аспирантуру, чтобы послужить делу улучшения церковного красноречия.

- Вы назвали политиков, которые прилично говорят, а кто плохо?

- Все остальные (улыбается).

- Культура речи падает?

- А вы когда-нибудь слышали, чтобы культура не падала? Можно найти другое определение - культура мутирует так же, как общественная жизнь, язык - это компонент культуры.

Сленг и мат

- Язык мутирует до такой степени, что вы же сами как-то рассказывали, что пришлось быть переводчиком: артисту разъяснять, что значит слово "манкировать", а Додину - что значит "забить на:".

- Все-таки у нас в театре это не такой частый случай, а вот классная руководительница моего внука очень сожалеет, что в этом году он уже заканчивает лицей. Потому что он был переводчиком с нормального русского языка на молодежный и обратно. Как возникает сленг и почему распространяется, это мистика. Впрочем, о происхождении можно сказать - это из зоны, это компьютерный сленг, дискотечный, язык наркоманов.

- Время от времени всерьез обсуждается, можно ли употреблять мат в публичной речи.

- В 1989 году мы были на приеме у мэра калифорнийского города Сан-Диего. И хотя мэр - дама, каждое девятое слово в ее речи было "фак" и производные прилагательные. Поначалу мы очень удивились, потом поняли, что в американской языковой практике это норма даже среди интеллигентных людей. А вот в голливудских фильмах, в тех, что подлежали дублированию на другой язык, было две дорожки: на одной - текст, который говорится на самом деле, а на второй - "для стран с иной языковой традицией", где нельзя было употреблять нецензурные слова публично с экрана - это СССР, Китай, Индия. Наша бытовая традиция не отличается от американской, но на экраны у нас мат стал проникать, хотя, кажется, теперь это увлечение пошло на убыль.

Биоритмы Петербурга

- Существует петербургcкая школа сценической речи?

- Есть климатические, культурные особенности города, биоритмы, которые влияют на то, как человек разговаривает, выражает темперамент. Биоритмы Москвы другие, они превращаются в деловые, а все это отражается на речи, поскольку на ней отражается абсолютно все. Поэтому Юрский не мог получиться Юрским в Москве, он был бы другим, как многие москвичи не могли бы стать таковыми в Петербурге. Хотя в последнее время эти различия стираются. Хабенский, Пореченков, Трухин, которые сейчас в Москве, ничем особенным от столичных артистов не отличаются, разве что старательностью на первых порах.

- Приемы постановки голоса где-то зафиксированы, передаются из поколения в поколение?

- В опере есть техническая основа, потому что там все фиксируется нотами. А в сценической речи важны звуковые и дыхательные комплексы.

- Насколько я знаю, вы сами их и изобретаете. А если в институт поступает талантливый человек, но с плохой речью?

- Как правило, именно так и бывает. В этом нет ничего удивительного, ведь талантливый актер - он нервный, с очень мобильной нервной системой. Нельзя быть талантливым артистом или режиссером и при этом не быть психом. Тип нервной системы отражается на качестве речи, эмоция ее подавляет, человек начинает говорить взахлеб. Так что чем человек талантливее, тем у него хуже с речью. За редкими исключениями. Речевая культура в театре в целом упала, но талантливых людей стало чуть больше.

- Вы можете исправить любой говор?

- В июле у нас в Театральной академии защищается первая в истории диссертация на эту тему, а ведь сценическая речь преподается в России более 200 лет, только называлось это декламацией, читкой. В первой половине диссертации говорится о том, что говор нужно исправлять, а во второй - что это не всегда плохо, иногда и хорошо. Наш спектакль "Братья и сестры" играется на диалекте. Сейчас Додин репетирует спектакль "Жизнь и судьба" по роману Гроссмана. У автора о каждом из героев сказано, откуда он родом. Режиссер решил, что каждый должен говорить на языке своей местности. Артист должен уметь овладеть любым говором.

- А откуда вы все эти говоры знаете?

- "Мне ли бриллиантов не знать", как говорила старушка у Булгакова (улыбается). Я прожил 18 лет в коммунальных квартирах, у меня соседи были из разных краев. Кроме того, за 43 года преподавательской работы наслушался абитуриентов также со всех уголков. Можно сказать, что у меня в голове целая коллекция говоров. Как-то в Москве мой аспирант пригласил меня на дачу. На самом деле это оказалось целым имением, даже с работником. Когда работник заговорил, аспирант меня спрашивает: "Ну, мистер Хиггинс, откуда приехал этот человек?" - "Из Западной Украины, жил где-то между Ужгородом и Черновцами". Смотрю, работник бледнеет и начинает оправдываться: "Да, мы из Ужгорода, но потом переехали в Черновцы".

- Вас могли бы использовать спецслужбы.

- Пытались, но мне это неинтересно.

- А бизнесмены обращались к вам, чтобы исправить свою речь?

- Мне часто предлагают работать с бизнесменами, но это не моя профессия. Я снабжаю этой работой своих подчиненных, поскольку люди очень мало получают.

Мастера оговорок

- У вас в голове, наверное, есть и коллекция сценических оговорок?

- Есть мастера оговорок среди ныне здравствующих артистов МДТ, но им далеко до покойной Евгении Аркадьевны Баркан: В спектакле "Счастье мое" она играла роль директора школы, дело происходит в 1948 году. На пионерской линейке, а в качестве пионеров стояли все участники спектакля, директор произносила речь: "А теперь, ребята, в честь нашей Красной Армии грянем наше дружное "ура". И вот я слышу, как Евгения Аркадьевна с ее безукоризненной дикцией громогласно произносит: "А теперь, ребята, в честь нашей Красной Армии выпьем!", огромная пауза, а дальше актриса продолжает упавшим голосом: ":Наше дружное ура". После этой сцены актеры просто выползали на четвереньках, последней монтировщики вынесли на руках Евгению Аркадьевну. Интересно, что зрители такие оговорки чаще всего не замечают.

- Вы ведь тоже были артистом, и на телевидении работали. Самый трудный случай в вашей практике?

- В молодости я, действительно, работал в Нижнем Новгороде ведущим телевизионной молодежной программы "Факел". Тогда не существовало записи, был только прямой эфир. Как-то, когда я читал новости, мне подсунули бумажку, и я заметил в конце слово такой длины, которое не видывал еще в своей жизни. А текст такой: "Завод "Красная Этна" освоил производство автоматизированных пылепневмомешковыколачивателей". Я справился.

Кстати, когда приезжаю в Нижний Новгород в отпуск, сразу перехожу на говор. Это разгружает психику.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах