Примерное время чтения: 5 минут
110

Летающая история

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27 05/07/2006

Прошло время, когда досаафовские плакаты зазывали молодежь в аэроклубы. Теперь надо сильно постараться, чтобы узнать, где же эти аэроклубы прячутся, почему не афишируют себя.

Из молодых, да ранних

Формально их несколько - аэроклубы в Горской, в Никольском (Сиворицы), в Куммолове и на Ржевке. Но каждый из них испытывает определенные, порой очень серьезные трудности, как в финансовом, так и в организационном отношении. Год назад, не выдержав полного безразличия со стороны администрации Кронштадта, погиб аэроклуб "Дельфин", который мог показать людям Кронштадт и форты с высоты птичьего полета (выше 200 метров такие самолеты не поднимаются).

Немного особняком держится аэроклуб "Звезда" возле деревни Касимово Всеволожского района. Самый молодой из всех клубов, созданный в 2002 году, он базируется на старом военном аэродроме и обладает уникальной для аэроклубов взлетно-посадочной полосой - аж два километра. Но не только в этом его особенность. Начальник "Звезды" Константин Дорговцов хочет создать у себя музей летающей техники:

- Не такой, конечно, как в подмосковном поселке Монино, где Центральный музей ВВС. Но зато все раритеты у нас летали бы. Где взять? Часть можно достать из войны - самолеты, которые вынужденно садились на лед озер, потом были брошены и плавно ушли на дно, без повреждений. Поднимать самолет нужно грамотно. Был случай, когда под Петрозаводском в одном из озер нашли совершенно целый самолет, а он при подъеме на части развалился. А если бы целый достали, все равно пришлось бы снимать кое-какие части, везти на базу, там смотреть, в каком состоянии все узлы. Даже если они целы, все равно их надо укреплять, на тех, что лежали больше 60 лет в иле, летать нельзя. В результате больше половины будет родного, а все остальное, что работает на прочность, менять надо.

Ил из ила

Как-то позвали Дорговцова на озеро Ильмень, там достали "Ил-2". Но самолет был в плохом состоянии, хоть и целый. В Ильмене местами известковое дно, и известковый налет разъедает металл, он становится пористым. К сожалению, восстановить самолет не удалось.

- Будь он не такой разъеденный - сделали бы. Это же будет не боевая машина, а летающий экспонат, так что корпус вполне выдержит. Но чтобы заниматься восстановлением поднятых машин, нужны очень профессиональные люди. Вроде человека, который в гараже восстанавливает "Як-12". Виктор Подзноев научился летать на аэродроме Куммолово, это Сосновоборский аэроклуб, а живет он в Авиагородке. На свои деньги на месте трех купленных им гаражей сделал ангар, теплый, освещенный, и корпит над самолетом. Лучше него конструкцию этого самолета сегодня никто не знает. А взял он его из кучи металлолома, списанного и выброшенного. И хотя эта модель послевоенная, он уже вполне может считаться ретросамолетом.

Дорговцов уверен - самолет Подзноева может летать. Он стал даже лучше, нежели был при выпуске с завода, - ведь ни одну серийную модель не доводили руками до такого состояния. А занятие это очень дорогое, дороже восстановления паровозов, потому что не найти детали на замену - все приходится делать на заказ в единственном экземпляре.

- Так что, считайте, один самолет в нашем музее уже есть. Плюс еще Монино обещало что-то дать из запчастей и даже кое-какие не нужные им самолеты, да еще у меня кое-где есть на примете машины, которые могут летать, они тоже в Московской области. Большая надежда на Сафоново - это авиагородок под Североморском, у них есть прекрасные старые самолеты, сафоновцы понимают, что до них народ не доберется, а у нас публика не только увидит старые самолеты, но и сможет на них прокатиться. Это же впечатление на всю жизнь и заодно патриотическая работа - машины-то все советские.

Краснозвездные в цене

Константин Викторович уверен, что и на Западе наши самолеты ждут с нетерпением. Ведь на всех заграничных авиашоу с участием ретросамолетов есть все что угодно, но не машины с красными звездами. Посмотреть и покататься на них уже есть желающие, а вот самолетов, готовых к использованию, пока нет. Любой ретросамолет заработает на Западе хорошие деньги, только где такой самолет взять? Монино - государственный музей, они не имеют права заниматься такими "глупостями", как авиашоу, а вот музею летающей техники при аэроклубе это будет вполне по силам.

- Мы могли бы поставить музейные самолеты на аэродроме в Пушкине, туда ведь нетрудно добраться. Нам бы денег еще, всего 500 тысяч долларов, и мы 10 машин на аэродром поставим. Ведь на аэродроме можно разыгрывать настоящие спектакли, причем с участием зрителей. Допустим, на вас надевают комбинезон - и вы заправщик самолетов либо рядовой зенитной пушки, либо кто-нибудь из батальона аэродромного обслуживания.

А пока музея еще нет, в Касимове просто учат летать. Как говорит Дорговцов, тот, кто впервые сам, без инструктора, совершил полет, возвращается на землю другим человеком - спокойнее, сдержаннее и увереннее. Это Константин Викторович знает по себе: летчик и на земле оценивает все с высоты небес.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах