Примерное время чтения: 6 минут
69

Борис Эйфман: "Правящая партия у нас не только в политике"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29 18/07/2006

"Попытки что-то сделать для улучшения жизни страны я считаю естественным процессом самореализации", - говорит Борис Эйфман, выдающийся балетмейстер, которому 22 июля исполняется 60 лет.

Созданный им театр почти три десятилетия прославляет искусство России во всем мире, но дома, в Петербурге, у труппы даже нет своей сцены. О том, почему "нельзя быть пророком в своем отечестве", наш разговор с мастером.

Бросить энергию на созидание

- Четыре года назад вы загорелись идеей создать в Петербурге дворец танца. Город вас поддержал, но стройка так и не началась. Почему?

- Действительно, уже четыре года занимаюсь этим проектом, и не только нет прогресса, а наоборот - ощущение, что эти годы были прожиты зря, сколько потрачено времени, нервов и сил. Когда я только начинал этот проект, в Нью-Йорке разговаривал с Михаилом Барышниковым, который параллельно со мной начал обсуждать строительство своего центра на Манхэттене.

Сейчас у Барышникова уже есть активно работающий Центр современного искусства, а мой проект все на той же стадии. Я столкнулся с бюрократической машиной, и я в ужасе - не только потому, что ничего не происходит. Просто представляю, как много и бесполезно в нашей стране тратится человеческой энергии и здоровья. Сколько мы могли бы сделать, если бы бросить энергию не на бездарные чиновничьи интриги, а на созидание. Теперь понимаю, почему многое буксует, почему нужны специальные указы сверху, из Кремля.

Никак не может наше общество сконцентрироваться на созидании. А ведь необходимо уважать себя как гражданина, иметь ответственность перед страной, в который живут твои дети и будут жить внуки. Негативная разрушительная энергия побеждает созидательную.

Мой проект несет в себе не только хореографические новации - я хотел изменить систему обучения, сделать ее более гибкой, современной, - он социальный. Мечтаю собрать по всей России детей из неблагополучных семей, беспризорников, сирот и воспитывать из них не только универсальных артистов, но и деятелей культуры новой России. Проект должен иметь государственную поддержку.

:Сегодня в нашей балетной державе я ощущаю невостребованность своего опыта, идей. Я ведь не уехал из России потому, что был убежден, что именно здесь должна начаться реформа балетного искусства в мировом масштабе. Именно в Петербурге - через 100 лет после "Дягилевских сезонов".

Элита ценителей и толпа

- Как, по-вашему, уровень культуры в стране упал по сравнению с советским временем? И что делать, чтобы он рос?

- Таланты на Руси неистребимы. Но общий уровень культуры стал ниже. В советское время было внимание к воспитанию молодого поколения, это была государственная политика. Хочешь не хочешь, а со школьной скамьи водили в театры, музеи. Сегодня ценности поменялись, молодое поколение сделало для себя выбор, который облегчает жизнь. В этом участвуют Интернет, шоу-индустрия, телевидение. Но если все время облегчаешь - что-то выветривается, девальвируется, в конце концов, обрывается традиция.

До революции были высокие достижения в литературе, живописи, музыке, балете. Но это было элитарное искусство. В массе народ был необразован. Советская власть сделала громадный шаг: культуру и образование - в массы. Конечно, это дало результат, даже в мировом масштабе советская интеллигенция и население были образованнее и в культурном отношении выше, чем население развитых капиталистических стран. Сегодня мы, к сожалению, возвращаемся на круги своя, потому что опять возникает элита истинных ценителей высокого искусства, а народ опять далек от этих ценностей, становится толпой.

- Попса наступает?

- Я не сторонник дискриминации в искусстве. Необходима и поп-культура, но должен быть баланс, право выбора. Однако по времени, которое поп-культура имеет в эфире, по масштабу рекламы можно сказать, что у нас сегодня есть правящая партия не только в политике. Серьезное искусство волей-неволей оказалось в оппозиции и не имеет достаточного времени и возможностей, чтобы его полноценно услышали.

Успех - это наша жизнь

- В нашем городе с его традициями классического балета вам всегда было нужно доказывать право на существование. И сегодня тоже?

- И сегодня тоже, но раньше - в своей стране, а сегодня и в мире, где мы представляем современное искусство России. Конкуренция колоссальная, причем с теми труппами, которые имеют в сотни раз больший бюджет и поддержку в своих странах.

Так сложилось, что мне ничего не давалось даром, не падало с неба. Всего добивался трудом, талантом своих артистов. Это сложно, но с другой стороны, может, и хорошо, потому что не дается ни секунды на расслабление.

- Мариинке утверждать себя в мире легче?

- Императорским театрам в чем-то труднее, а в чем-то легче. Финансирование и кадровые возможности совершенно другие. А у нас бесконечно урезаемый бюджет и проблемы выживания: нет сцены, нет тылов, мы все время на передовой. Наш успех - это наша жизнь, если мы его лишимся, станем невостребованными в мире, у любого чиновника возникнет вопрос - и зачем нам такой театр? Тридцать лет успешной деятельности могут быть перечеркнуты и забыты.

- Знаю, что к юбилею театра вы готовите балет по чеховской "Чайке". На драматической сцене эту пьесу ставят бесконечно, просто замучили. И вы туда же?

- Был бы драматическим режиссером - ни за что не взялся бы. Но мое счастье в том, что я создаю новый язык. Пьеса о людях искусства, о проблемах любви и творчества, конфликте поколений - те же проблемы волнуют и меня, но я транспонирую все это в балетную среду. Я хочу соединить идеи Чехова с творческим опытом моего театра.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах