Примерное время чтения: 7 минут
80

Гудбай, театр радости

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29 18/07/2006

Создатель Мюзик-холла Илья Рахлин называл свое детище театром радости. Но, увы, никакая радость не вечна. В конце 90-х некогда знаменитый коллектив погрузился в кризис.

Проблемы организационного и творческого порядка заявляли о себе более чем зримо - шикарный зал театра начал зиять пустотой. Ответственное за культуру начальство мэтра не трогало. А после его кончины почему-то распространило свою терпимость и на Рахлина-младшего Льва Ильича, получившего театр от отца буквально по наследству. Насколько странно распорядился сын наследством, понимаешь, глядя на афишу Мюзик-холла. Если где-нибудь таковую найдешь, то обнаружишь, что огромная труппа практически не работает на Большой сцене. Да и открытая недавно Малая тоже большую часть времени простаивает. Только "Синий бархат" - крохотное кафе с микроскопической сценой эксплуатируется довольно интенсивно.

А где же труппа? Где репертуар?

Если бы не периодические скандалы, то можно было бы подумать, что никакого Мюзик-холла в городе нет. Но административный шум и дрязги, постоянно возникающие вокруг красивого здания в престижном районе, напоминают о несчастном театре. Город еще не забыл эксцентричное воцарение в директорской должности неуправляемой Анжелы Хачатурьян, судебный иск к театру продюсеров "Норд-оста" и последовавшую затем тяжбу самой Хачатурьян с городской администрацией. И вот опять: теперь уже сам коллектив пошел по инстанциям с жалобами на произвол собственного руководства.

Что же происходит? Вот мнение Марики Тамаш, создательницы балета "240 тонн", уже более 12 лет так или иначе сотрудничающей с "театром радости" и потому знающей ситуацию снаружи и изнутри:

- В театре происходит то же, что и везде, - передел собственности. Поскольку государство так и не научилось создавать, беречь и преумножать свою собственность, оно продолжает ее исключительно "перераспределять" посредством силы, обмана или измора. В частности, нас берут измором.

- Но что делать, если театр дышит на ладан?

- Поступать открыто и ответственно. Например, потеснив Льва Рахлина, дать дорогу заинтересованным в художественном поиске режиссерам и хореографам, не забыв при этом снабдить их деньгами для новых постановок. Почему бы не призвать Давида Авдыша, который сделал для нас массу интереснейших работ? Или вот новое имя - Филипп Игнатьев, молодой художник и режиссер, просто "помешанный" на музыкальном театре. Не хотите? Закройте, реорганизуйте "учреждение", распустите труппу со всеми полагающимися формальностями, компенсациями, выплатами и социальными реверансами. Первый путь требует доброй воли. Второй - ответственности.

- Сложившееся положение - закономерно или результат чей-то злой воли?

- Кризис был неизбежен, но он мог быть преодолен с позитивным результатом. Однако, вместо того чтобы помочь труппе, городские власти назначили нашим директором легендарную Анжелу Васильевну. Однако при всех ошибках директриса, как умела, спасала труппу. Под ее бестолковым руководством коллектив пахал с энтузиазмом, т. к. впервые за несколько лет театр стал подавать признаки жизни. И только наш главный режиссер удалился в "творческий отпуск", а затем засел на больничный. Он ждал, что "люди" уйдут за ним. Но кто пойдет за режиссером, который на каждом углу заявляет, что труппа и репертуар ему не нужны, что его интересы связаны с антрепризами, звездами и "свободными проектами"? Теперь "прожекты" Льва Ильича осуществляются в "новой концепции Мюзик-холла". Выглядит она абсолютно в духе гоголевских "Мертвых душ". Крохотная часть труппы сохраняется, а вместе с ней, соответственно, некая доля бюджета и главное - руководители. Основную площадку отдадут под арендные мероприятия и "проекты", созданные силами приглашенных артистов. Но совершенно очевидно, что театру, лишившемуся артистов оригинального жанра, оркестра и солистов, главный режиссер, в независимости от персоналий, не нужен. Что касается директора, то его черед придет сразу, как только коммерческое использование здания станет приносить доход. Из тени выйдут серьезные люди, представляющие крупный бизнес, и попросят "мавра" покинуть помещение.

- Так, может, и поделом?

- Не думаю. Платунов мог бы стать для Мюзик-холла прекрасным директором. За его спиной театроведческое образование, опыт управленца. Курируя в свое время деятельность питерских театров, он помог нескольким коллективам стать на ноги. И у нас он уже многое сделал. Просто Александр Владимирович, как всякий человек "аппаратной" закалки, слепо следует конъюнктуре, делая то, что делают господа, его назначившие. Они выкорчевывают все недоходное - и он поступает так же. А спусти ему директивы сохранить труппу, наладить рекламу, выпустить новые спектакли, и он устроит нам жизнь не хуже, чем в Театре музыкальной комедии, с которым мы когда-то шли к кризису бок о бок, но ребята выплыли.

- Им что, спускают какие-то другие директивы?

- Нет. Просто там директор - настоящий воин. Он сидит в одной лодке с труппой и гребет вместе со всеми изо всех сил. Наше же руководство не хочет разделить судьбу народную и пытается спастись в одиночку, выбросив труппу за борт, как балласт.

- Но народ не безмолвствует, и не известно, кто кого "сбросит".

- Увы, труппа поздно спохватилась и не на то жалуется. Люди возмущаются не тому, что корабль намеренно топят, а тому, что их при этом спихивают с палубы. Мы не отстояли право на будущее, и теперь нам придется буквально сойти со сцены. Не под привычные аплодисменты, а под лицемерные речи о смерти жанра. Милая, любимая, дорогая публика, не дай себя обмануть. Не жанр умер, а гражданская ответственность. А вместе с ней радость, которую десятки лет дарил тебе наш театр.

Комментарий

Председатель Комитета по культуре администрацииПетербурга, Народный артист России Н. В. Буров:

- Любой творческий коллектив, а театр особенно, живо реагирует на слухи, недоговоренности, ожидание каких бы то ни было грядущих перемен. Мюзик-холл - театр особенный, состоящий из нескольких составляющих художественный процесс цехов: балет, вокалисты, оркестр и т. д. Руководство театра наметило провести сокращение оркестра - серьезное структурное изменение, лежащее в русле концепции совершенствования работы Мюзик-холла. Оркестр между тем уверяет, что он "лучший в городе". Эта более чем высокая самооценка далеко не единодушна. Собственно, как и оценка нынешнего состояния некогда знаменитого коллектива.

Руководство театра ищет пути выхода из затянувшегося кризиса. Надо активнее вовлекать в этот процесс весь творческий коллектив, активнее выходить на откровенный разговор, чтобы не плодить вздорные спекулятивные слухи о якобы "сознательном развале театра" с целью передачи здания мифическим бизнес-структурам. Казино в этом доме закрыли. И не для того, чтобы открывать новое, - нужно место для новой Малой сцены. Этот дом был основан как театр. Театром он и останется. Но не с пустым залом, как это происходит, к сожалению, сейчас. Немалые бюджетные деньги, собранные по рублику с каждого налогоплательщика, непозволительно бросать на ветер ни артисту, ни режиссеру, ни директору, ни чиновнику.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах