Примерное время чтения: 3 минуты
57

Сами они не местные

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29 18/07/2006

Проблемы охраны памятников федерального значения появились вместе с разделением памятников на федеральные и региональные. Федеральные вроде как статусом выше, для страны важнее.

Но начались времена, когда федеральные памятники стали страдать больше, чем региональные, потому что финансировались они из Москвы, что там выписали - то и получите. Денег не хватало. Москва далеко, а местная власть не имела права помогать стоявшему на их территории федеральному памятнику - не по чину. И некоторым памятникам намеренно понижали статус, чтобы приблизить к местной кормушке. Впрочем, с нынешнего года ситуация изменилась: теперь любой субъект федерации может тратить деньги на свои федеральные памятники.

Когда год назад было создано Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) по Северо-Западному федеральному округу, стало ясно, что началась новая эпоха в жизни уцелевших памятников. А Росохранкультуре сразу стало ясно, что работы каждому сотруднику хватит до конца жизни. Не было единого реестра памятников, единой документации, у многих памятников не было охранных договоров с пользователями.

За время, прошедшее с начала деятельности Росохранкультуры, стали еще очевиднее многие пробелы в нашем законодательстве. Как говорит заместитель руководителя Управления Александр Шухободский, бывает так, что все на объекте плохо - и при этом все формально по закону, а бывает все хорошо - и при этом закон нарушен.

А проследить, что делается с каждым конкретным памятником, нелегко. Есть объекты, с которыми все четко и ясно - например, Государственный Эрмитаж или Русский музей. Но во многих памятниках сидят организации, не имеющие отношения к Министерству культуры, а деньги на содержание зданий дают ведомства, которым подчиняются пользователи этих памятников - например, Министерство образования или Министерство обороны. Но это траты не на памятник федерального значения, а на здание, занимаемое организацией.

Но любой ремонт, не говоря уже о реставрации, должен быть согласован с Росохранкультурой: вплоть до используемой краски и забивания гвоздей, не говоря уже о полном запрете на перепланировку. И не всегда эти согласования осуществлялись.

Но есть и положительные примеры. В Выборге одна фирма захотела перестроить пороховой погреб под ресторан, но эти работы предполагали искажение внешнего вида здания. Специалисты Росохранкультуры внятно донесли до арендаторов, что те нарушают закон, и пришли к соглашению: ресторан был спроектирован без нарушений облика памятника. Удалось отстоять от перепланировки и одно здание в Ивангороде. Значит, можно сделать, если приложить руки и голову. А если не приложить - то это получится нарушение закона. Росохранкультура предупреждает: рано или поздно все нарушения выявятся и отвечать все равно придется. Так не лучше ли сделать все сразу легально? Тем более что срок рассмотрения пакета документов в Росохранкультуре установлен жестко: 8 календарных дней.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах