Примерное время чтения: 5 минут
76

Кто защитит защитника

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36 06/09/2006

Статья 123 Конституции РФ гласит: "Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон". Однако практика показывает, что права стороны защиты с завидной периодичностью попираются.

Не редкость, когда ущемляет их как раз другая сторона - сотрудники правоохранительных органов. Адвокатская общественность Петербурга бьет тревогу: работе защитников препятствуют все чаще и все жестче. Их не пускают к подзащитным. Их избивают. Но, как ни парадоксально это прозвучит, защитить адвокатов некому. Вот и вся состязательность.

Адвоката "урегулировали"

Директора Института развития свободы информации, адвоката Ивана Павлова избили 31 мая около 11 утра, когда он вышел из подъезда своего дома. Били молча, не объясняя, за что, личные вещи адвоката не тронули. После расправы нападавшие сели в машину и уехали. В больнице Павлову поставили диагноз - сотрясение мозга и наложили несколько швов.

В юридических кругах Иван Павлов известен прежде всего своей деятельностью по защите прав граждан на получение информации. Именно Павлову осенью прошлого года удалось через суд заставить ряд государственных министерств и ведомств (включая Главное управление специальных программ Президента РФ и ФСО) создать интернет-сайты, чтобы госорганы отчитывались в "паутине" о своей работе. Позже аналогичный иск адвоката был предъявлен Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии. Речь шла о размещении в открытом доступе информации о госстандартах, которую - что уму непостижимо! - можно было получить только за деньги (был даже случай, когда судья позвонил в "Ростехрегулирование", чтобы узнать необходимый ГОСТ, но там ему посоветовали купить документ в коммерческой фирме). И снова Фемида (в лице Красногвардейского райсуда) встала на сторону Павлова. "Ростехрегулирование" обратилось в горсуд с кассацией. Адвоката избили аккурат перед судебным заседанием. На котором, кстати, кассация была отклонена.

А на Николая Калмыкова, члена Международной коллегии адвокатов "Санкт-Петербург", нападали дважды, и оба раза у дома, где он живет. В первый раз адвокату удалось отбиться. Во второй его ударили сзади по голове так, что Калмыков потерял сознание.

- Никаких угроз не было, и позже мне никто не намекал, за что меня могли избить, - говорит Калмыков. - Единственное, с чем могу связать нападения, - с моим участием в качестве адвоката обвиняемых в резонансных делах об убийствах Старовойтовой, конголезского студента Эпоссака. Но кто и за что именно, утверждать не берусь.

В принципе, это и не адвокатское дело, розыском преступников должны заниматься правоохранители. Но милиция никого не нашла. Потому что, прямо скажем, не очень-то и искала. Во всяком случае, даже уголовных дел по факту нападений на адвокатов не появилось. Что говорит о многом, и в первую очередь - о традиционном отношении "людей государевых" к адвокатам.

От милицейских ворот поворот

Ярчайший пример такого отношения - когда адвокатов по надуманным причинам (или вообще без причин) не допускают до своих подзащитных. Именно такая история произошла в августе с сотрудниками 2-го отдела милиции и адвокатом Иосифом Габунией, который должен был представлять интересы гражданина Л.П., подозревающегося в совершении грабежа.

- Все необходимые документы были составлены надлежащим образом, - рассказывает Габуния. - Но следователь Романов зачем-то спросил меня, сколько мне заплатили, кто заключал со мной договор об оказании юридической помощи, затем сказал, чтобы я привел этого человека, что он хочет его допросить. Я, естественно, отказался. К подзащитному меня так и не пустили. Без объяснения причин. Вскоре подъехал мой коллега, мы вдвоем еще раз попытались убедить Романова, но тот наотрез отказался. На следующий день я узнал, что следователь вызвал задержанному так называемого "бесплатного" адвоката, услуги которого будет оплачивать бюджет. А потом родственники задержанного сказали мне, что милиция настоятельно посоветовала им сменить адвоката, потому что я им категорически не понравился. Намекнули, что это в их же интересах.

Чем не понравился Габуния стражам порядка? Наверное, своей настойчивостью. Об инциденте адвокат немедленно оповестил и дежурного прокурора, и районное (Адмиралтейское) УВД, и ГУВД. Но никто не возмутился, не связался с 2-м отделом, не растолковал следователю, что он вправе решать, а что нет. Не пустили - так не пустили, подумаешь, адвокат - невелика птица.

Дело принципа

Милиция, что называется, пошла на принцип: Габунию к подзащитному не допустили и позже, все дальнейшие следственные действия продолжались без его участия. Но пошел на принцип и Габуния. Возмущенный милицейским произволом, адвокат направил жалобы во множество инстанций, в том числе в Октябрьский суд Адмиралтейского района - на неправомерные действия следователя Романова. В сентябре она должна быть рассмотрена. В любом случае Габуния намерен пойти до конца.

- Этот инцидент стал своеобразной последней каплей в чаше адвокатского терпения, - говорит вице-президент Международной коллегии адвокатов "Санкт-Петербург" Игорь Кучеренко. - Мы рады, что адвокат нашел в себе силы не отступить, не сдаться, и безоговорочно поддерживаем его. Габуния заступается не за себя лично - за все адвокатское сообщество. Случаев, когда правоохранительные органы ставят препоны адвокатам, когда их не допускают до подзащитных, предостаточно. Но почти всегда это "проглатывается". Сейчас для нас важно не проиграть, не создать малоприятный прецедент. Если дело ничем не закончится, стражи порядка и дальше будут действовать по этому сценарию. О какой состязательности тогда можно будет говорить?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах