Примерное время чтения: 6 минут
86

Кирпичная столица

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36 06/09/2006

Питерские дачники уже поделили с московскими Новгородскую и Тверскую области. Машины с петербургскими номерами можно встретить даже в довольно глухих местечках, в стороне от больших дорог, зато на природе. Где лес, вода и чистый воздух - там и наши люди. Они покупают развалюхи в умирающих деревнях и пытаются вдохнуть в них жизнь хотя бы на летний сезон. Забрались питерцы и в Боровичский район.

Детище Нобеля

Боровичи - второй по величине город Новгородской области. Лежит примерно на одной широте с Великим Новгородом и на одной долготе с Бокситогорском. Последнее обстоятельство делает окрестности Боровичей просто раем для геологов, спелеологов, байдарочников и прочих граждан, предпочитающих активный образ жизни. Река Мста, приходящая в Ильмень огромной, шире Волхова, водной артерией, выше Боровичей прорезает южную границу карбонового плато, пробиваясь через крепкий известняк и кремень. Когда действовала Вышневолоцкая водная система из Волги в Ильмень, половина Боровичей занималась проводкой судов через пороги. Другая половина обжигала глину.

На въезде в город красуется лозунг, который должен был выглядеть так: "Нужны на стройку кирпичи - приезжай в Боровичи!", но, к сожалению, у авторов плаката были нелады со стихосложением и в оригинале призыв звучит гораздо корявее. Стали ли корявее кирпичи - не знаем, но еще со времен Нобеля, основавшего здесь в 1855 году старейший в России завод огнеупоров, боровичские глиняные изделия славились на всю страну. До революции в Боровичах даже тротуары были вымощены местной керамической плиткой.

Конечно, керамическое производство сильно загрязняет городской воздух и висит пыльным облаком на высоких берегах Мсты, но дачники в городе и не живут - они ушныривают выше по Мсте, располагаясь в старинных селах вдоль порогов. Жители этих сел исторически кормились с реки. Была даже такая мстинская поговорка: "На воде, что и на сковороде, хлеба достанешь". Причем проводить через пороги нужно было и суда, и гонки - длинные связки плотов. А село Опеченский Посад было лоцманской столицей. Здесь в ожидании повышения уровня реки собиралось до 1500 барок, которые швартовались возле каменной набережной. Чтобы воды стало больше, открывались плотины водохранилищ, бывших на каждом ручье, впадающем в реку.

Мстинская Нэсси

Сейчас от былого великолепия кое-что осталось, хотя Вышневолоцкая система захирела еще задолго до революции. Знаменитая гранитная набережная местами уцелела, сохранилась и часть старинных домов - и каменных, и деревянных, с богатым декором, началась реставрация церкви. Но, конечно, упадок виден во всем - и набережная грязновата, и часть домов проще снести, чем отремонтировать, и пьяниц как-то многовато. Зато в один из уголков набережной народ идет как в музей. Это частный дендропарк Семена Ушанова.

К сожалению, сам Семен Андреевич не показывался из своего резного домика напротив парка - он очень стар и болен, но историю возникновения достопримечательности охотно рассказывают инструкторы с ближайшей турбазы, приводящие сюда своих туристов перед тем, как загрузить их в лодки и отправить вниз по порогам. Так сказать, взглянуть на мирную природу перед тем, как отправиться на природу опасную.

Рассказывают, что Ушанов просто взялся благоустраивать кусок набережной возле своего дома, куда народ наладился сваливать мусор. Хотел человек видеть у себя под окнами что-то посимпатичнее зарослей крапивы и куч хлама. Он не просто насажал деревьев и кустов - он к каждому приладил табличку с латинским названием растения. И этим не ограничился: из стволов, которые массово выбрасывает Мста после половодья, он понаделал скульптур. Там и медведь с медом, и лоцман на маяке, и прочие фигуры, но самое главное - мстинские чудовища. Возможно, Нэсси должна была выглядеть именно так: длинное змеистое тело и огромная зубастая башка, впрочем, весьма добродушная. Просто "ацкий сотона", как одобрительно заметил один валдайский джиппер, прогулявшийся в парке.

Дикое место

Вход в парк бесплатный - надо просто сообразить, как отпирается калитка. Иногда под настроение Семен Андреевич выходит к посетителям и начинает рассказывать, как тяжело было в одиночку сооружать эту красоту, что хотя дерево достается даром, но за железки, те же зубы к "ацкому сотоне" или прутья забора, приходится платить. Посетители понимают, и руки их тянутся к бумажникам. Свадьбы, которые порой прикатывают аж из Боровичей, тоже кое-что подбрасывают опоченскому подвижнику - стало модно жениться в дендропарке, как у нас возле Исаакия.

А для любителей дикой природы Мста приготовила роскошный подарок - подземная речка Понеретка. Вероятно, имя ее происходит от распространенного в карстовых районах слова "понырь" - ныряющая река. Примерно за два километра до Мсты обычная с виду речка упирается в каменную стену и уходит под землю, чтобы потом со свистом и клокотанием вырваться из пещеры над Мстой. Когда воды много - это водопад, когда воды мало - можно заползти в каменное ложе и наблюдать, как мягкая вода обточила твердый кремень, придав ему удивительные формы. По большой воде в Понеретку норовят залезть спелеологи, одетые в гидрокостюмы (вода там плюс четыре), и через сифоны пробраться в подземные залы. Смертных случаев пока вроде не было, но полуутопленники встречаются каждый год. Чуть выше по Мсте есть еще одна достопримечательность: старое русло Понеретки. Когда-то речка бросила этот ступенчатый каньон и нашла себе более "удобный" путь сквозь землю. Сюда тоже приходят туристы, но редко.

Одичали и пороги на Мсте. Нет лоцманов, нет судов и гонок, зато каждую весну по порогам скачут туристы-водники. Как майские праздники - так на берегах реки просто протолкнуться некуда. Со скалистых берегов над водниками висят альпинисты, стараясь не плюхнуться им на голову. В общем, все при деле. Одни только старинные села по берегам горной реки равнинного края стоят как чужие на этом празднике жизни. Богаче они не становятся, красивые избы ветшают, поля порастают бурьяном. Из бурьяна торчат ободранные стены многочисленных когда-то коровников, построенные из знаменитого боровичского кирпича. И что нужно сделать, чтобы здешние земли снова стали процветающими, - неизвестно. Питерским дачникам эта задача явно не по плечу.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах