Примерное время чтения: 4 минуты
72

Дом в собственности или... кот в мешке?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39 27/09/2006

Создание товариществ собственников жилья преподносится сегодня властью как едва ли не единственная возможность спасти разваливающееся жилищно-коммунальное хозяйство. Однако те немногие энтузиасты, что решили взвалить на себя бремя управления собственным домом, постоянно сталкиваются с массой практически неразрешимых проблем.

Председатели ТСЖ в один голос говорят, что государство им не только не помогает, но на каждом шагу ставит палки в колеса.

Депутат Законодательного собрания, председатель комиссии по городскому хозяйству Михаил Амосов считает, что реформа жилищно-коммунального хозяйства в Петербурге могла бы идти значительно быстрее, будь у городского руководства достаточно политической воли.

Для реформы ЖКХ требуется политическая воля

"Можно выделить ряд проблем, решение которых ускорит реформу, - говорит Михаил Амосов. - Первая проблема - это отсутствие технической документации на дома. Об этом стало известно не сегодня и даже не вчера. Я неоднократно предлагал провести перепись жилых домов, составить для каждого технический паспорт и понять, наконец, чем же город и собственники в лице ТСЖ управляют. Но только однажды из городского бюджета было выделено18 миллионов рублей, по одному на каждый район, и до конца эта работа так и не проведена.

Далее вопрос о деньгах. Ко мне на прием приходят жители и спрашивают: "Где мои деньги?" С этого вопроса и начинается реформа. У каждого дома должен быть аналитический счет: сколько денег приходит, какая у дома экономика. Тогда можно создавать ТСЖ. Иначе жильцы приобретают кота в мешке. Им говорят: берите и управляйте, но чем управлять - не объясняют.

Третий вопрос - это вопрос о земле. Власть не хочет отдавать ее в частные руки. В Петербурге только 15% городской земли находится в частной собственности. В Монреале - 98%! Городское руководство негласно проводит линию: много земли не давать. Мы разработали закон, по которому земля выделяется на основании старых документов об отводе участка под строительство дома. Губернатор наложила на него вето, преодолеть которое не удалось. Сегодня город в лучшем случае отдает в собственность палисадник перед домом. А потом коммунальные службы начинают жаловаться, что жильцы отказываются платить за уборку придомовой территории. Естественно! По закону они могут тратить деньги только на свою территорию. В Петербурге необходимо провести сплошное межевание земли, как это сделано, например, в Уфе или Сосновом Бору. Но городское руководство не желает тратить на это деньги.

Ленинский декрет еще работает

Еще одна болезненная проблема - нежилые помещения. Все они должны работать на дом. Если подвал принадлежит частному лицу, значит владелец должен вступить в ТСЖ. Если городу, значит помещение надо передать в доверительное управление товариществу или перечислять, например, половину зарабатываемых на нем средств на содержание дома. На деле город не хочет отдавать ТСЖ нежилые помещения. А когда товарищества обращаются в суд, то проигрывают, потому что юристы, защищающие интересы КУГИ, апеллируют к декрету советской власти о национализации от 1918 года и конституционной норме неприкосновенности частной собственности.

Далее вопрос капитального ремонта домов. Сегодня районные власти составляют адресные программы. На мой взгляд, это не самый эффективный путь. Мы разработали законопроект, который предусматривает софинансирование капитального ремонта со стороны ЖСК или ТСЖ и города. Пропорции финансового участия можно обсуждать, но должен действовать заявительный принцип. ТСЖ принимает решение о ремонте, выделяет на него определенный ресурс и получает субсидию от города. Затем проводит конкурс, ищет подрядчика и, главное, может контролировать качество работ.

Наконец, политическая составляющая реформы ЖКХ. Ведь городская политика - это и есть искусство управления городом. Для реформы необходима эффективно работающая государственная машина. Я спрашивал у председателя ТСЖ, созданного в типовой пятиэтажке на окраине Таллина, как в Эстонии решается вопрос с неплательщиками. Он говорит, что сначала звонит, затем пишет письмо, потом заказное письмо, если результата нет, подает в суд и выигрывает его. Дальше действует эстонское государство, которое найдет способ взыскать деньги.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах