Примерное время чтения: 7 минут
68

Артур Парфенчиков:"Догонять всегда интереснее"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42 18/10/2006

Чтобы граждане могли защитить свои права и восторжествовала справедливость, мало одного судебного решения. Нужно еще, чтобы эти решения исполнялись. Для этого и существуют судебные приставы.

Увы, на протяжении последних нескольких лет служба приставов северной столицы занимает последнее место в стране по показателям исполнения судебных решений. Именно такое положение дел и привело к тому, что в июле этого года у судебных приставов нашего города появился новый глава, своего рода антикризисный управляющий. О проблемах в работе, о том, как их можно решить, мы беседуем с руководителем Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу, главным судебным приставом города Артуром ПАРФЕНЧИКОВЫМ.

Что решают кадры

- Артур Олегович, до назначения на эту должность вы занимали пост прокурора Петрозаводска. Легко ли вам было "перестроиться" на нынешнюю работу?

- И в личном, и в профессиональном плане адаптация прошла безболезненно. Мое назначение проходило долго, было время подготовиться, ознакомиться с ситуацией в Петербурге. Работа прокурора универсальна, мне приходилось заниматься вопросами надзора за деятельностью судебных приставов, поэтому исполнительное производство знал достаточно хорошо. К тому же Петербург я называю своей второй родиной: учился и жил здесь.

- Но наследство вам досталось - не позавидуешь.

- Я знал, на что иду. Более того, это добавило определенный интерес к работе, ведь догонять всегда интереснее. Сегодня мной и моими подчиненными движет желание доказать, что можно работать лучше. И мы знаем, как это сделать.

- В чем причины тяжелого положения?

- Есть объективная причина, с которой сегодня бороться сложно, - низкие оклады сотрудников. Судебные приставы получают одинаковую зарплату в Петербурге и, например, в Томске, Рязани, Вологде. При этом очевидно, что жизнь в мегаполисе значительно дороже, средняя зарплата по городу выше. Хронический некомплект у нас составляет около 10 процентов.

Есть и субъективные причины. В службе приставов длительное время не было постоянного руководителя, организация работы фактически отсутствовала. Произошли серьезные упущения в планировании и постановке задач по всем направлениям управленческой деятельности. Возьмем ситуацию с взысканием штрафов - проблема была не потому, что никто ничего не хотел делать, а потому, что эта задача не определялась как одна из приоритетных. Никто не объяснил приставам, чем им надо заниматься. Никто не требовал от судебных приставов активно применять аресты, приводы, привлекать к административной и уголовной ответственности. Поэтому мне с самого начала пришлось объяснить подчиненным, что они должны делать, что от них будут требовать, на чем зиждутся результаты их работы. Мы назначили новых руководителей, заместителей начальников отделов. Не скажу, что все кардинально изменилось, это процесс длительный. Но многое сдвинулось с мертвой точки.

- И все-таки - что делать с зарплатой? И как, кстати, эта проблема решается в Москве, где жизнь еще дороже?

- В столице ситуация примерно такая же, как у нас. Петербургская служба судебных приставов по комплексной оценке на последнем месте, Москва - на предпоследнем. Хотя именно в Петербурге и Москве очень много серьезных экономических споров, многотомных исполнительных производств. Абсурд: работа сложнее, чем в регионах, а с кадрами намного хуже. Что делать? В концепции развития судебной системы, принятой недавно в правительстве, впервые четко прозвучала проблема, связанная с эффективностью исполнения судебных решений. Когда столь низок уровень исполнения, говорить о полноценной работе судебной власти не приходится. Мы надеемся, что постепенно заработная плата повысится и кадровый голод останется в прошлом.

Приставы под контролем

- Одним из ваших первых шагов на новом посту было создание отдела собственной безопасности. С чем это связано?

- Решение было принято федеральной службой и связано с усилением борьбы с коррупцией. Мы понимаем, что и в нашем ведомстве не все гладко. Уже появились результаты работы отдела, мы предотвратили значительное число нарушений на начальной стадии. Идет ежедневная работа - беседы, встречи с гражданами. Приставы почувствовали, что существует еще один вид контроля над их работой. За два месяца в прокуратуру направлены восемь материалов служебных проверок в отношении приставов, в том числе уже уволенных. Окончательное решение примут прокуроры, но, на мой взгляд, в нескольких материалах есть признаки уголовных преступлений.

- Каких, если не секрет?

- Хищения, злоупотребления, превышения полномочий, должностные подлоги.

- Директора захваченных рейдерами предприятий говорят, что поглощения не обходятся без участия судебных приставов.

- Мне такие факты неизвестны. По крайней мере, за три месяца работы об этом не слышал. Есть сомнительные случаи продажи имущества или попытки продаж, но рейдерством это назвать нельзя. Не за каждым нарушением стоит злой коррупционный умысел. Есть ошибки, леность, халатность. Сегодня мы очень жестко подходим к вопросу оценки имущества, передачи его в реализацию.

15 суток за 50 рублей

- Кто может стать судебным приставом, и кто идет в приставы?

- Каждый, кому исполнилось 20 лет, у кого есть среднее образование и нет проблем со здоровьем. Вот и все требования. Конечно, в идеале исполнением судебных решений должен заниматься юрист с высшим образованием, знающий финансовое право, налоговое, арбитражное. Да и само по себе исполнительное производство - довольно сложный алгоритм действий. Как, например, можно понять без юридического образования закон о деятельности оценщиков? Это ведь не Уголовный кодекс, это своеобразная высшая математика юриспруденции. Необходимо повышать статус сотрудников, но все опять же упирается в зарплату. К нам с неохотой идут квалифицированные юристы, а именно в них мы сегодня нуждаемся.

- Вы упомянули проблему с взысканием штрафов. Известно, что непростая ситуация сложилась с исполнением решений ГИБДД.

- Тут не только наша вина, но и ГИБДД. К нам поступало очень много некачественных материалов, которые мы были вынуждены отсылать обратно. То же самое относится и к другим ведомствам - Налоговой инспекции, Регистрационной службе. Постепенно совместными усилиями ситуация выправляется, за последних три месяца мы взыскали штрафов больше, чем за прошлое полугодие. Но проблема несколько шире. Я считаю, должна быть реанимирована практика привлечения к ответственности за неуплату административных штрафов. А она достаточно серьезная - за неуплату штрафа 50 рублей можно получить до 15 суток ареста, но эта статья Кодекса об административных правонарушениях не "работает". У нас уже привыкли не платить, и это сказывается на безопасности дорожного движения. Смысл административной ответственности не в суммах штрафов, а в неотвратимости наказания.

- А как вы относитесь к идее создания частной службы судебных приставов?

- Есть страны, где такие службы существуют, например Франция. Но там, не забывайте, есть и государственные приставы. Лично мне ближе пример американской службы маршалов, очень сильного и эффективного подразделения. Неплохо было бы кое-что оттуда позаимствовать. Сегодня столько говорится о законе о защите свидетелей - но когда он заработает, кто будет его исполнять? В США этим занимается как раз служба маршалов. В России, я считаю, есть смысл возложить эту работу на службу судебных приставов. Но тогда должны быть расширены полномочия приставов. Уверен, если нам передадут полномочия на осуществление следственных действий по розыску уклоняющихся от уплаты алиментов, мы будем более эффективно и оперативно исполнять решения по этой категории дел. Взваливать все на МВД чревато, у милиции и без "алиментщиков" много забот.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах