aif.ru counter
32

Дорога: жизнь или работа?

В школе всех учат по одной программе, но дети, как известно, вырастают разными. То же самое и с автошколой: получив одни и те же знания, водители будут совершенно не похожи друг на друга.

В школе всех учат по одной программе, но дети, как известно, вырастают разными. То же самое и с автошколой: получив одни и те же знания, водители будут совершенно не похожи друг на друга.

Почему одни за рулем нервничают и психуют, а другие являют собой полную невозмутимость? Кто боится "пробок" на дороге, а кому плевать на них? Что могут рассказать об автолюбителе стиль его вождения и его автомобиль? На эти вопросы мы попросили ответить психолога Николая МЕЛЕШКО.

Когда via est vita

- Существуют ли классификации автолюбителей по их психологическому типу?

- Попытки классифицировать водителей предпринимались разными психологами неоднократно, но сейчас буду говорить, исходя только из своих многолетних наблюдений. Несмотря на то что управлять четырехколесным другом в принципе может любой человек, все автолюбители, на мой взгляд, делятся на два типа. Первый - те, кому нравится водить, и не просто нравится: они "горят" этим, не мыслят себя без машины, это часть их жизни. Второй - те, кто относится к вождению как к работе, чему-то вынужденному, к суровой необходимости. Никакой радости при этом они, понятное дело, не испытывают. Разное поведение на дороге - разные способы жить. Представители первого типа в большей мере хозяева своей жизни. Для них характерно латинское выражение via est vita: дорога - это жизнь. Автомобиль, вождение - в концентрированном виде символ их жизни как таковой. Одна моя знакомая, заядлая автолюбительница, как-то сказала: "Когда еду за рулем, я как будто читаю интересную книгу". Представители второго типа хозяевами жизни не назовешь, это скорее категория наемного специалиста.

- Как оба эти типа ведут себя в нестандартных ситуациях на дороге - например, в "пробках", в ДТП?

- "Хозяева" всегда спокойны, уверены в себе. В аварии попадают редко, но если попадают, относятся к этому не как к чему-то ужасному, а как к неприятности, которую нужно пережить, преодолеть ее. В "пробках" (оставим за кадром ситуации, когда спешка связана с чем-то серьезным) читают газеты, слушают музыку, отдыхают. Другие же нервничают. При столкновении могут броситься в драку, во время "пробки" - бросить машину и уйти. Опять же приведу пример - ехал со знакомым, попали в "пробку", он начал психовать. Спрашиваю его: "Что ты нервничаешь, тебя голодные дети дома не ждут, торопиться некуда, приедешь ты на полчаса, пусть на час позже - что такого страшного?" Он отвечает: "Не знаю, не могу объяснить. Раздражает - и все". Психуют те, для кого вождение - работа, труд. Работа - от слова "рабство", труд - от слова "трудно".

Скорость вождения - скорость жизни

- Что может сказать о человеке его машина?

- Тут я, боюсь, скажу то, что и так всем известно: чем человек меньше (во всех смыслах), тем на автомобиль большего объема он претендует. Престижность и дороговизна транспорта - своеобразный индикатор амбиций. По тому, ухожена машина или нет, также можно сделать выводы о способе жить.

- Некоторые покупают раритетные машины, коллекционируют их:

- Тут уже речь идет скорее о хобби, а хобби появляется не случайно. Психологи называют это компенсаторикой личностного дефицита: человеку в обыденной жизни чего-то не хватает, и посредством хобби он восполняет эти пробелы. Что касается раритетных автомобилей, то тут, мне кажется, прорывается желание обладать чем-то единственным и неповторимым, тем, чего нет у других. В реальной жизни это не сложилось, а в хобби может получиться.

- Быстро ездят те, кто "быстро" живет?

- Да, скорость, с которой ездит водитель, характеризует его стиль жизни. Либо спокойный, неспешный, "тише едешь - дальше будешь", либо быстрота, натиск. Известно, что Высоцкий ездил всегда с огромной скоростью, Караченцов.

- Если автолюбитель постоянно меняет автомобили, о чем это говорит?

- А что, жизнь или работа никогда не надоедают? Некоторые не выносят стабильности, и как только появляется возможность что-то изменить, сразу же пользуются ею. Кстати, многие не терпят, если мебель дома очень долго стоит на одном месте, постоянно двигают ее, что-то меняют. Да что автомобили - есть люди, которые чуть ли не раз в месяц покупают себе новый телефон.

- Кто-то, садясь в автомобиль, непременно берет с собой бейсбольную биту или что-то в этом роде. Это свидетельствует о неуверенности?

- Вот это, мне кажется, вообще не из области психологии. Известно, что в пути может приключиться всякое, и каждый исходит из своих представлениях о безопасности и самообороне.

- Мы говорим об автолюбителях. А что отличает людей, для которых водить машину - профессия?

- Подсознательное желание находиться между тем, что было, и тем, что будет: "Я не здесь, но и не там, я в процессе". За окном постоянно меняется пейзаж, вырабатывается бензин: Кто-то это состояние люто ненавидит, кто-то, наоборот, им упивается. То же самое относится и к людям смежных профессий, например к железнодорожникам.

- Кому вообще нельзя садиться за руль?

- Если отбросить болезни и патологии, я бы не рекомендовал совершать поездки за рулем людям истеричного склада. А также тем, кто не выносит это самое состояние - "между тем, что было, и тем, что будет". Кстати, лично я именно по этой причине не сажусь за руль. Одно время ездил, но нетерпение, стремление как можно быстрее оказаться в пункте назначения, постоянная мысль: "Быстрее бы все это кончилось" побудили меня завязать с автолюбительством.

Смотрите также:





Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Когда в Петербурге включат отопление?
  2. Правда, что в Петербурге установлен температурный рекорд последних 136 лет?
  3. Как оформить визу в Финляндию после 1 сентября 2019 года?
Сколько денег вы потратили на обновление осеннего гардероба?