Примерное время чтения: 4 минуты
73

Песни о горнем мире

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 25/10/2006

Мастер музыкальных инструментов Александр ТЕПЛОВ может рассказывать о гуслях часами. Он знает об этом инструменте все. И мечтает вернуть ему былую популярность.

Придворный инструмент

"Сегодня даже музыканты очень мало знают об этом инструменте, - говорит Александр. - Мне часто звонят и просят сделать гусли. Спрашиваю: вам какие? В ответ долгое тягостное молчание. Наконец, выдавливают из себя, мол, а что, гусли бывают разные? Конечно, отвечаю, есть пятиструнные, на них играли в X веке, есть шести- или семиструнные, характерные для новгородской традиции, есть псковские девяти-десяти струнные. Иногда приходится читать целую лекцию. Вот например многострунные хроматические гусли - это же целый пласт петербургской культуры XVII-XIX веков! Музыкальные вечера в столичных особняках всегда сопровождались пением и игрой на гуслях. Фортепиано в то время было гораздо менее распространенным инструментом. А при императорском дворе даже существовала должность камер-гусляра, который получал жалованье большее, чем остальные придворные музыканты. Гусляры, сказывающие былины и распевающие вещее слово, всегда занимали в обществе особое положение".

Гусли со стройки

Александр "заболел" гуслями, когда учился на втором курсе Консерватории. В середине восьмидесятых, участвуя в экспедициях фольклорно-этнографического центра, освоил ремесло мастера музыкальных инструментов. Деревенские жители часто доставали с чердаков обломки инструментов, но показать, как на них играть, не могли. Вот и пришлось ему осваивать новую профессию.

Кто-то делает гусли только из липы, кто-то - только из сосны. Кто-то из сырого дерева, кто-то из сухого. Александр мастерит инструменты из: выброшенных стройматериалов. "Я перепробовал, наверное, все техники изготовления, - говорит он. - Главное, добиться, чтобы инструмент был "носким", он должен нести звук, сам петь. Не случайно ведь гусли зовут самогудами. А добиться "носкости" можно, используя любой материал. Например, знаменитые у гуслей "Славиша" (кстати, до сих пор не известно, это имя инструмента или гусляра, который на них играл) корпус еловый, а дека дубовая - казалось бы, несочетаемые материалы, а звучат они потрясающе.

Вообще, раньше как было: идет деревенский мужик, видит, доска валяется. Вроде доска как доска, а мужику понятно, что для гуселек она в самый раз. Человека всегда что-то связывает и с самим инструментом, и с материалом, из которого он сделан. Поэтому мне всегда надо пообщаться с тем, кто заказывает гусли, почувствовать, что это за человек.

А лучший материал для инструмента я сегодня нахожу там, где в центре идет капитальный ремонт зданий. Отличные доски в начале прошлого века использовали для перекрытий: ни сучка, ни задоринки. И дерево уже более чем столетней выдержки! Инструмент из него просто поет. Возьмешь аккорд, голову рукой подопрешь - и слушаешь. Долго, долго звук идет.

Кстати, гусли часто используют в звукотерапии, потому что их звучание оказывает колоссальное воздействие на душу человека".

Магия звука

Не случайно гусли использовались в магических практиках. Одна из народных сказок повествует о том, как молодой князь с помощью чарующих звуков трехструнных гуселек покорил сердце неприступной красавицы. Правда, инструмент он получил с одним условием: как порвется первая струна - жизнь станет короче, порвется последняя - наступит смерть. Последняя струна оборвалась на свадебном ложе. Невеста умерла, в отчаяньи умер князь. Похоронили их в одной могиле, а через некоторое время на ней выросли две березки и переплелись стволами. "Эта сказка предупреждает нас, что использование красоты в корыстных целях карается, ведет к смерти, - рассуждает Александр Теплов. - Гармония не должна использоваться для обольщения, она напоминание о мире горнем. Не случайно гусли имеют форму крыла. Это инструмент, имеющий ангельское происхождение".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах