Примерное время чтения: 5 минут
550

Виктор Самсон: "Политика Фиделя - катастрофа для Кубы"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48 28/11/2007

И судья, и палач

- Если верить кино, то плавание на субмаринах представляется службой трудной, зато в ней много морской романтики, героизма и подстерегающих опасностей...

- У подводников есть прописная истина: ошибка одного влечет смерть всей команды. Это обстоятельство накладывает определенный психологический отпечаток на микроклимат в коллективе. Поэтому и так называемая дедовщина на подводных лодках проявляется в том, что в походе старослужащие просто не доверяют новобранцам-салагам, а сами стоят по две-три смены подряд на боевом посту. Длительное пребывание в замкнутом пространстве порождает психологическую несовместимость, в результате которой некоторые члены экипажа ведут себя неадекватно, становятся агрессивными или, наоборот, апатичными. Бывает, отдаешь приказ, а человек тебя не слышит, в ответ плачет или впадает в истерику. Приходится командиру быть в одном лице и прокурором, и судьей, и палачом.

Но в экстремальных условиях проявляются и лучшие черты человеческого характера. Так, во время одного из плаваний наш судовой врач доктор Шаповалов первым в мире сделал сам себе операцию по удалению аппендицита, а через несколько дней, отлежавшись, оперировал уже другого члена экипажа.

- Знаю, что вам и самому нередко приходилось находиться на волосок от смерти...

- Это неотъемлемая составляющая пресловутой морской романтики. Однажды, когда я командовал подводным атомным крейсером стратегического назначения на Тихоокеанском флоте, на боевых учениях мы проводили ракетные стрельбы из-подо льдов Арктики. Нужно было найти полынью, всплыть и произвести залп.

Но в центральном отсеке произошло возгорание, начался пожар - нечем дышать, а индивидуальных средств защиты экипажа хватит лишь на два часа. Необходимо найти спасительную полынью, всплыть и провентилировать лодку. А полыньи все нет и нет, время на исходе. А тут еще руководивший всплытием-по.гружением старший механик стал отдавать неадекватные команды. Вскоре с ним случился нервный припадок, и его пришлось изолировать. Вторым сошел с ума замполит, который из загазованного отсека стал рваться в соседние, но если его выпустить, вся лодка наполнится ядовитыми испарениями, а люди погибнут. Приказал вахтенным матросам его связать. А следом потерял сознание мой старший помощник. Из офицеров я остался один на посту. Но, видимо, в тот день морские боги нам благоволили, полынья нашлась. Мы выжили, а повредившихся рассудком командира-механика и замполита отправили в госпиталь и впоследствии их списали на берег.

Фанатичная любовь

- Вы служили на Кубе, где были военным советником Фиделя и Рауля Кастро. Каков же он на самом деле, великий команданте?

- Фидель - исключительный оратор, может с трибуны по восемь часов подряд зажигать массы. А вот в быту - подчеркнуто аскетичный, как и все его окружение. Так, будучи в гостях у министра обороны Рауля Кастро, секретарей ЦК, министров и видных партработников, я часто в холодильниках видел из продуктов лишь одну банку майонеза.

Но, несмотря на то, что лично знаком с Фиделем, вместе с ним занимался подводной охотой, а на приемах мы целовались и обнимались, вынужден признать: его политика - социальная катастрофа для Кубы. При желании давно можно было убрать с Кубы американскую военную базу Гуантанамо, но Фидель этого принципиально не делает, держа народ в страхе постоянного вторжения янки.

- Почему же тогда кубинцы не свергнут диктатора?

- В основной массе они, несмотря на ужасающую бедность, фанатично обожают Фиделя и слепо верят каждому его слову. Кубинцы искренние и доверчивые, наивные как дети. А вот работать не любят, как и мы, могут с утра до вечера сидеть в креслах-качалках и курить свои сигары.

На Кубе благодатная почва, в прямом смысле слова воткни палку в землю, и она тут же зазеленеет. Когда я только приехал на Кубу, в 1989 году, мне выделили для жилья двухэтажный коттедж с огромным заброшенным участком. Я по.просил садовника облагородить территорию, на что тот просто повтыкал по периметру сухой хворост. Когда прошел дождь, изгородь сразу зазеленела, а через месяц распустились прекрасные цветы. Был случай, когда решил я заняться садоводством, посадил местный картофель-бонято, который растет девять месяцев в году. И вот время собирать урожай, но я решил отложить уборку на день. А утром смотрю - весь урожай соседи-кубинцы дочиста вынесли.

Когда пару лет назад побывал на Кубе снова, с сожалением увидел, что жизнь людей там стала еще хуже. Раньше музыка заиграет, и они беззаботно пляшут. А теперь ходят голодные и угнетенные нуждой, но по-прежнему обожают Фиделя.

А кто велик?

- Помимо дальних стран вы повидали и многих выдающихся людей...

Сложно сказать, кто велик, а кто не очень. Однажды к нам на подлодку приезжали космонавты Гагарин и Титов. Когда узнали, что подводники на три месяца погружаются и не выходят на связь, то были в шоке, сказали, что в космосе не чувствуют себя такими одинокими.

Был лично знаком с маршалами Гречко, Устиновым, адмиралами Горшковым, Чернавиным, в одном санатории отдыхал с генералом Лебедем, общался с Руцким. Но не очень приятные воспоминания остались от встречи с Горбачевым, который однажды прилетел на учения Тихоокеанского флота с другими членами политбюро. Уже и не помню поименно всех членов ЦК, но остались в памяти вальяжность и неприступность номенклатурных партработников. Не в пример советской верхушке заклятые враги-американцы в общении были простыми и коммуникабельными парнями, без всякой фанаберии.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах