102

Евгений Гришковец: "Соблазны осложняют жизнь"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24 11/06/2008

Успел прикоснуться к мифу

- Нынешние гастроли в Петербурге вы впервые играли на сцене БДТ. Говорят, что одних новичков она принимает, а для других становится неподъемной. Выдержали накал?

- Я играл на разных сценах Европы, а на этой - никогда. Ощущение потрясающее. Какая невероятная концентрация энергии, любви - гениальных находок, изломанных судеб, прорывов, поступков. Здесь пульсировала сильная жизнь, и это чувствуется. Удивительные и любимые актеры ходили по этим коридорам: курили, выпивали, примеряли в гримерных парики. Я успел прикоснуться к мифу.

Помню, как мои родители рассказывали, что в 1975 году в БДТ смотрели "Мещан". Это было событие. И у меня тоже сильнейшие впечатления. Три абсолютно счастливых вечера. Я непрерывно удивлялся тому, что играю на сцене БДТ. Я - парень из Кемерова, со своими текстами, смешными и наивными декорациями, бумажными корабликами и звездочками. И зал переполнен, успех. Для меня это серьезное испытание.

- Один из спектаклей вы начали словами, что для вас в победе "Зенита" есть и горькие моменты.

- Да, сказал, что хотя я далек от футбола, очень жаль, что Лавров не дожил до триумфа "Зенита". Вся страна знала, что Кирилл Юрьевич страстный болельщик, что он не пропускал ни одного матча любимой команды. И, к сожалению, не увидел ее звездный час. Это для меня самое больное в чемпионстве "Зенита".

- Вы какое-то время жили в Ленинграде...

- Здесь многое происходило со мной и моими родителями. Я ходил в школу, отец учился в аспирантуре, мама недолго работала на ЛОМО. Затем мы уехали, а потом наша семья долгие годы пыталась вернуться в Ленинград. Желание стало несбыточной мечтой. Для меня этот город находится на территории любви.

- Вы не раз говорили, что ваши герои - "городские романтики", а со зрителем вы находитесь во взаимном плену.

- Потому что спектакль - это не книга и не кино, которое человек смотрит в отрыве от автора. Два часа мы проживаем вместе, в одном пространстве. И друг от друга очень зависим. Ведь мои зрители - современники, обитатели больших городов. Им я адресую свои книги, спектакли, музыку. Это не урбанистское искусство, наоборот, в нем много чувственного, сентиментального. Ведь одиночество в поселке или районном центре не так сильно, как в столице. Пустоту можно почувствовать только среди большого количества людей.

Между "хочу" и "могу"

- Почему сегодня, в относительно благополучное время, человеческие отношения деградируют, а в отечественной литературе преобладают пошлость и дурновкусие?

- На пошлость и грубость в современной литературе или театре стараюсь не обращать внимания, чтобы не тратить время на гнев. Однако мои герои с этим справляются. Они не бессмысленные оптимисты и не идеализируют действительность. Порой не знают, как жить, но живут. Кстати, все работают. Трудятся в надежде, что хотя бы их собственная жизнь станет получше. У всех без исключения запутанные семейные отношения, потому что семья - это всегда сложно. Но они пытаются разобраться. Да, у большинства ничего не получается, но они не отступают.

- Сегодня человека окружает тысяча соблазнов, но обладать яхтами, виллами, авто, о которых кричит реклама, большинство смогут лишь в мечтах. Как людям найти баланс между "хочу" и "могу"?

- Мой совет простой: если очень нравится машина, можно купить журнал про дорогие марки и обладать не автомобилем, а знаниями о нем. Порой это приятнее, чем вещью. Но - согласен: соблазны тревожат и осложняют жизнь.

Вот вижу: девочка в метро читает "Вог", "Космополитен". В руках сумочка от "Дольче Габана" - подделка, которую купила на рынке. И мечтает поскорее оказаться среди привлекательных картинок. Но в глянцевых журналах тоже сказочные истории, потому что подлинная жизнь владельцев роскошных яхт совсем не так проста. Наоборот, счастья у персонажей светской хроники порой намного меньше, чем у людей, которые живут проще.

- Потому что у богатых еще больше запросов?

- Здесь вот какой парадокс. Те, у кого сегодня много денег, хорошо помнят светлую, наив.ную пору, когда о миллионах не думали, а просто были молодые и счастливые. Гитара, разбитый "жигуленок", копеечная зарплата - и ты весел и полон надежд. Сейчас целый автопарк, вилла на Лазурном Берегу, внушительный счет в банке, а вместо счастья - духовный вакуум.

Конечно, у них много способов получить разные удовольствия, но радости от этого не прибавится. И опытные, умные, сильные люди 40 - 50 лет всерьез переживают. Я слышал много искренних монологов на "заданную" тему. Но что делать? Они пропустили важный этап, не научились получать удовольствия от простых вещей и убедили себя, что в этой жизни деньги заменяют многое, если не все.

- Но вам в жизненном успехе не откажешь. Вы практически "приватизировали" монодраматургию, ваша манера писать объявлена "новой искренностью", а об автографе просит президент России.

- Да, Дмитрий Медведев несколько лет назад, еще не будучи главой государства, брал у меня автограф на роман "Рубашка". Я знаю, что книга ему понравилась. Не скрою: мне очень приятно, что президент является моим читателем.

"Я - человек из провинции"

- Вы колесите по всему миру, любимы столичной публикой, но постоянно живете в Калининграде. Как удается оставаться "над тусовкой"?

- Я совсем вне ее. По полгода провожу в Калининграде - мне здесь удобно и хорошо. Вместе с дочкой, ей 12, ходим на фильмы, где есть благородные рыцарские истории, много красивых людей - и испытываем одинаковые ощущения. Конечно, мне предлагали поработать в столице. Но переехать совсем? Откровенно говоря, на хорошую квартиру в центре Москвы пока средств нет. Потом, она стоит столько, что если нужная сумма появится, мне будет жаль деньги, заработанные упорным многолетним трудом, отдавать за какие-то метры.

- Однако вашим партнером в спектакле "По По" является Александр Цекало, как раз завсегдатай развлекательных шоу, медийное лицо.

- Саша, как и я, не является артистом определенной школы. И хотя он очень хороший, внятный, легкий соавтор, поначалу с опаской выходил на сцену. Для него участие в "По По" - творческое событие, поступок. На второй план перемещаются и материальные вопросы: гонорар в театре, по сравнению с телевизионным миром денег, где вращается Цекало, несопоставим. Но он, популярный продюсер, ведущий, любит этот спектакль и тоже гордится, что впервые вышел на сцену БДТ. Именно человеческими чертами поддерживается наш альянс.

- В Питере на одной из олимпиад девятиклассникам предложили сделать анализ отрывка из вашего романа. А книгу "Реки" собираются ввести в школьную программу. Не возражаете?

- Категорически против. Представьте, мою книжку станут использовать для изложений и диктантов, и дети будут ненавидеть мои тексты, как я долго ненавидел Паустовского. Честно говоря, с большим трудом недавно преодолел эту ненависть и понял, что он - прекрасный писатель.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах