Примерное время чтения: 9 минут
14647

Готик-сити. 5 самых известных готических зданий Петербурга

Екатерина Борисова / Commons.wikimedia.org

Готический стиль сложно  перепутать с другим:  высокие окна, стрельчатые своды, витражи, пики, башни, арки и величественные резные фасады со множеством деталей достались нам в наследство от античных традиций, архитектуры Рима и романо-кельтских художественных ремесел. Романские мотивы появились в русском зодчестве довольно поздно, поскольку в период Средневековья Россия находилась под влиянием византийской цивилизации.

Готические черты начали прослеживаться в России в конце XVIII века, а расцвет неоготики пришелся на время работы великого архитектора Юрия Матвеевича Фельтена, ставшего автором многих архитектурных шедевров Петербурга. Во многом ему обязан своим появлением стиль «псевдоготики», или «русской готики», основанный на сочетании элементов европейской готики и московского барокко.

SPB.AIF.RU рассказывает о самых известных готических сооружениях Северной столицы.

Чесменская церковь

ул. Ленсовета, 12

Официальное ее название - Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи. Одна из первых псевдоготических построек появилась в конце XVIII века, когда императрица Екатерина II приказала отметить победу российского флота в Чесменской бухте, одержанную в день Рождества святого Иоанна Предтечи.

Весть о победе застала ее по дороге в Царское Село во время отдыха в Кикерикексенском дворце, неподалеку от которого и заложили новую церковь. На торжественной церемонии закладки присутствовал король Швеции Густав III.

На постройку церкви ушло три года, а освятили ее летом 1780, когда отмечалось десятилетие знаменательной победы в Чесменской бухте. Новый храм был назван Чесменским, его освящение почтил своим присутствием император Рима Иосиф II.

Фото: Commons.wikimedia.org/ A.Savin

Церковь строили по проекту архитектора Юрия Фельтена, который разработал компактный план «четырехлистника» - к перекрытому куполом квадрату с четырех сторон примыкают полукруглые помещения, объединенные с ним стрельчатыми арками. На храме — узкие вертикальные тяги на красном фоне стен, высокие стрельчатые окна.

Кораллового цвета фасад украсили ажурным белым орнаментом, зубчатым парапетом и остроконечными башенками, а купола церкви увенчаны небольшими шпилями, на каждом из которых – изящный крест. В одном из барабанов был большой колокол весом около 100 кг, остальные семь малых колоколов укреплены в другой главе. Иконостас также был создан по рисунку Фельтена, его украшали старые итальянские иконы.

Храм был закрыт 1 июня 1919 года, Чесменская церковь находилась на территории первого лагеря принудительных работ в Советской России. В 1924 году с колокольни были сняты колокола и отправлены на переплавку. Некоторое время вместо креста на куполе были установлены скульптурные изображения наковальни, клещей и молота.

Позже в церкви действовали архив Главнауки и столярные мастерские Автодорожного института, склад Авиационно-приборостроительного института. В 1930 году интерьер был уничтожен пожаром, фасад сильно пострадал в годы Второй мировой войны.

Здание начали восстанавливать в 1960-х годах, а богослужения возобновились в 1991 году. В 1998 году освятили восстановленный по чертежам и наброскам иконостас. Сегодня церковь является памятником архитектуры федерального значения и относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

Усадьба Новознаменка

ул.Чекистов, 13

Здание под Петербургом было построено после того, как в 1829 году часть имения Нарышкина здесь приобрел сенатор и директор Ассигнационного банка Петр Васильевич Мятлев. Он переименовал усадьбу в Новознаменку и перевез туда свою библиотеку, состоящую из 18 тысяч томов.

Мятлев умер в 1833 году, вскоре после завершения строительства «готического дома», который унаследовал его сын, поэт Иван Мятлев. О готике здесь напоминают стрельчатые окна, двери и высокая центральная часть, выступающая вперед подобно четырехугольной замковой башне.

Фото: Commons.wikimedia.org/ Alex Florstein

Известно, что здесь Петр Чайковский закончил в 1866 году свою первую симфонию «Зимние грезы». В 1870-х библиотеку перенесли в «готический дом» и пристроили к нему застекленные веранды для размещения коллекции портретной живописи Мятлева.

В конце XIX века здесь работала больница для душевнобольных – тогда внутри усадьбу частично перестроили, разрушив роскошные интерьеры. В годы войны ее практически сровняли с землей, но позже восстановили. Сегодня она остается в не самом лучшем состоянии – после крупного пожара 2011 года дом залило водой, и пока реставрация не началась.

Храм Петра и Павла в Парголово

Шуваловский парк, 40

Церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла – главная достопримечательность поселка Парголово. Находится она в Шуваловском парке и относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

Усадьбой Парголово в 1820-х годах владела вдова графа Павла Шувалова Варвара Петровна. После смерти первого мужа она вышла за церемониймейстера императорского двора, швейцарца графа Адольфа Полье, но и этот брак продлился недолго – в 1830 году Полье умер. Его прах был погребен в склепе, построенном в готическом стиле по проекту архитектора Александра Брюллова.

Фото: Commons.wikimedia.org/ Asharky

Год спустя вдова Шувалова и Полье получила разрешение выстроить рядом церковь при условии, что склеп неправославного графа будет находиться вне церковной ограды. Храм освятили в честь святых апостолов Петра и Павла. Его строительство продолжалось 10 лет из-за финансовых трудностей владелицы усадьбы. Архитектором также был Брюллов, создавший строгий рисунок стен, облицованных желтым известняком. Башню с колокольней венчал ажурный шпиль.

После 1917 года церковь оставалась приписанной к Спасо-Парголовскому храму и была окончательно закрыта в 1935 году. Известно, что здесь венчался композитор Николай Римский-Корсаков с Надеждой Пургольд, а шафером на свадьбе был Модест Мусоргский.

После закрытия храм был почти полностью разорен, с него сняли верхний ярус колокольни и шпиль, иконостас и скульптуры апостолов уничтожены. В советское время здесь работали физиотерапевтический кабинет санатория и опытная лаборатория НИИ токов высокой частоты имени В. П. Вологдина. Реставрация интерьера началась в 1954 году, но в 1980-х храм снова пришел в запустение. Приличный вид ему вернули только в постсоветское время.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Каменноостровский проспект, 83

Церковь Рождества Иоанна Предтечи, или Иоанновская церковь, была построена в 1778 году по проекту Юрия Фельтена при инвалидном доме моряков Балтийского флота.

Как и многие другие проекты Фельтена, это образец псевдоготики, или русской готики. Издалека ее можно даже принять за католический костел. Автор решил придерживаться простого стиля и оставил ее неоштукатуренной, со стенами из красного кирпича с остроконечным стрельчатым куполом серого цвета. При входе устроена одноярусная колокольня с четырехгранным серым шатром, заменяющим купол. О готике напоминают стрельчатые зарешеченные окна и узкий козырек над входом. Деревянный иконостас также слегка стилизован под готику.

Фото: Commons.wikimedia.org/ IKit

Во времена Павла I церковь была передана Мальтийскому ордену, и при ней устроил кладбище мальтийских кавалеров. Погост закрыли после вступления Александра I на императорский престол. После постройки Каменноостровского дворца церковь была передана ему. Самым известным в истории храма можно назвать тот факт, что именно здесь крестил двух своих детей Александр Сергеевич Пушкин.

Церковь была закрыта 15 марта 1938 года, а в ее разоренных интерьерах размещались разные организации. Она была возвращена приходу в 1989 году, в ноябре 1990 в ней возобновились богослужения. Сегодня храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Петроградского благочиннического округа.

Дача Салтыковой

ул. Академика Крылова, 4

Псевдоготическое здание неподалеку от станции метро «Черная речка» - единственная сохранившаяся часть архитектурного ансамбля Строгановской дачи. В середине XIX века эта местность еще не входила в состав Петербурга, а потому преобладали здесь загородные дачные постройки.

Фото: Commons.wikimedia.org/ Alex Florstein

Дом был возведен в стиле псевдоготики по проекту архитектора Петра Садовникова, который считался «фамильным зодчим» семьи Строгановых. Участок у Черной речки граф Павел Строганов отдал своей дочери Елизавете, вышедшей в 1827 году замуж за ротмистра лейб-гвардии гусарского полка князя Ивана Салтыкова. Для молодой семьи построили каменную дачу, начал которую Садовников, а завершил Гаральд Боссэ, автор множества петербургских особняков. Интерьеры здания были переделаны «в стиле Людовика XV».

После 1917 года в здании расположилась больница, в 1930-е школа, с 1946 года — профилакторий. Во время строительства метро в интерьерах графской дачи жили прорабы, после чего она более 10 лет пустовала и была разграблена. В конце 1970-х годов вблизи дачи Салтыковой снимался эпизод фильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». В 1991 году ее отреставрировала и выкупила частная компания. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах