Примерное время чтения: 11 минут
8136

Звериный фасад. 5 самых ярких петербургских домов в стиле северного модерна

Фрагмент фасада доходного дома Лидваль.
Фрагмент фасада доходного дома Лидваль. / Maryanna Nesina / Commons.wikimedia.org

Появлению северного модерна в архитектуре способствовали укрепившиеся связи с Финляндией и Швецией, где национальный романтизм, превозносящий сюжеты из сказок и былин, был основным направлением в искусстве. Первым, кто построил в художественном плане мост между Петербургом и северными странами, стал Сергей Дягилев, организовавший в училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в 1897 году выставку скандинавских художников. Несколькими годами позже уже архитекторы подхватили этот мотив и начали возводить в Петербурге дома в ранее невиданном стиле.

Характерной особенностью нового направления стало употребление в оформлении экстерьеров изображений животных, птиц, растений и орнаментов, проникнутых северным фольклором, которые оживляют строгий и массивный фасад дома. В отличие от более ранних стилей, где можно было видеть могучих атлантов, гигантские вазы и мозаичные панно, северный модерн являет взору серый фасад, на котором никогда нельзя встретить изображение человека, только вымышленных или реально существующих животных. Цоколь, как правило, облицован финским гранитом, а стены верхних этажей покрыты отделочным кирпичом.

SPB.AIF.RU прокладывает маршрут к домам и особнякам, построенным в этом духе, и рассказывает об их истории.

Дом Бубыря

Стремянная улица, 11

В начале XX столетия петербургский зодчий Алексей Бубырь покупает на Стремянной улице участок с постройкой и в компании с архитектором Николаем Васильевым начинает возводить для себя доходный дом. В нем он планирует поселиться вместе с семьей, а остальные комнаты и квартиры отдавать в аренду горожанам. Это здание моментально получает известность и становится новой достопримечательностью из-за диковинных рисунков, обильно украшающих фасад здания. Какие только существа не спускаются по его стенам: вороны, рыбы, растения, малопонятные существа из легенд и сказок. Отдельное место в декоративном оформлении занимает образ солнца, который словно призван купировать то, что главная сторона дома обращена на север и сюда никогда не попадают солнечные лучи.

Дом Бубыря строился как доходный. Фото: Google Maps

Строительство нового дома заняло всего два года, и уже в 1907 году квартиры начали принимать новых жильцов, а на последнем, шестом этаже, обосновался Бубырь и его семья. Глядя на этот величественный дом, возвышающийся над Стремянной улицей, невозможно даже усомниться в том, что это яркий пример северного модерна: архитектор Васильев, который в основном трудился над главным фасадом, сумел совместить в своем детище черты, списанные с русских памятников и средиземноморских достопримечательностей. Завершение эркера наталкивает на ассоциации с куполами новгородскими соборами, каменные брусья, выстроенные по бокам входа и проезда, напоминают подъемные мосты, ведущие в средневековые замки, а солярные знаки, которые одновременно отдают дань русскому и европейскому зодчеству, виднеются даже в железе ограждений и штукатурке.

Бубырь владел домом до 1919 года, а вскоре после революции вынужден был уехать на Украину, где его жизнь оборвалась трагическим образом. Дом же стоял на своем месте и перевидал немало, как и многие другие памятники архитектуры, выстоявшие в пекле революции, войн и перестройки. Видел он также знаменитых горожан: в квартире, где раньше жил Бубырь и которую разбили на коммунальное жилье, обитал легендарный Эдуард Хиль, позже в доме открыли кафе «Эльф», бывшее собратом знаменитого «Сайгона», где собирались представители ленинградского андеграунда: Борис Гребенщиков и Виктор Цой, а во дворе дома, уже после перестройки, снимали фильм «Брат».

Доходный дом графа М. П. Толстого. «Толстовский дом»

Улица Рубинштейна, 15-17

Огромный шестиэтажный дом на улице Рубинштейна можно по праву назвать «городом в городе». Из-за особенностей своей планировки, в которой три двора, соединенные проездами, образуют жилой квартал, создается ощущение, будто жители существуют в отдельном от Петербурга пространстве: настолько в этих дворах много места и своей особенной атмосферы. Архитектором нового проекта выступил Федор Лидваль, заказчиком грандиозного дома был генерал-майор граф Михаил Толстой, участвовавший в сражениях русско-турецкой войны 1877-78 годов.

Лидваль в своих работах любил «заигрывать» с элементами, навеянными эпохой Возрождения. Так, в оформлении толстовского дома встречаются «ренессансные» арки-проезды, широкие лоджии на верхних этажах, а также намеренная сдержанность в декоративном оформлении: только изысканные вазы, стоящие в нишах в руках у купидонов, встречающих заходящих в подъезды. Дом задумывали как жилье для представителей всех существующих сословий: квартиры здесь были как роскошные, открыто кричащие о своей дороговизне, так и скромные, призванные доказать, что они могут принять под свой кров любого. При планировке дома сразу же предусмотрели лифты, водопровод и прачечную.

Первый двор Толстовского дома со стороны улицы Рубинштейна. Фото: Commons.wikimedia.org/ Potekhin

По количеству знаменитых людей, живущих в этом доме, его можно назвать рекордсменом: писатель Александр Куприн, художник Михаил Шемякин, балерина Ирина Колпакова, писатель и журналист Аркадий Аверченко, поэт-революционер Василий Князев и многие другие. Среди людей, которых ежедневно можно было встретить во дворах толстовского дома, шедших в гости или возвращавшихся от них домой, можно было увидеть стройную фигуру Анны Ахматовой, Иосифа Бродского, закутавшегося в плащ, бородача Сергея Довлатова, напевающего себе под нос Александра Розенбаума, дирижирующего невидимой палочкой Валерия Гергиева, обаятельного Аркадия Райкина, талантливую Алису Фрейндлих и смеющегося Олега Басилашвили, идущего под руку с Михаилом Боярским и Ларисой Луппиан.

Кроме того, дворы и сам дом нередко выступали декорациями при съемках фильмов: здесь снимали «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимняя вишня», «Рожденная революцией» и «Бандитский Петербург».

Особняк Э. Г. Фолленвейдера. «Сахарная голова»

Большая аллея, 13

Каменноостровский проспект богат на памятники архитектуры в духе северного модерна. Особенно это прослеживается в экстерьерах особняка швейцарского подданного, портного и поставщика Императорского двора Эдуарда Фолленвейдера, который был построен в 1904-05 годах архитектором Робертом-Фридрихом Мельцером. Стоит сразу сказать, что особняк этот хоть и есть плоть от плоти образчик северного модерна, в его оформлении не обошлось без элементов неоготики. Это случилось оттого, что стиль в то время только начал оформляться, и особняк Фолленвейдера - пробный камень, положивший начало новому направлению в петербургской архитектуре.

Сегодня особняк занимает консульство Дании. Фото: Commons.wikimedia.org/ Oleg Kovalenko (Mirabo)

В своем стилистическом решении постройка восходит к традициям романтизма Финляндии и Скандинавии: монументальные и простые объемы, массивная башня с выгнутым шатром, белая штукатурка стен, которая контрастно смотрится рядом с серым гранитом цоколя и красной черепицей кровли. Внешний облик здания напоминает старинный замок где-нибудь в Скандинавии и традиционное петербургское здание в духе модерн, который был столь широко распространен в XX столетии.

На первом этаже особняка располагался кабинет, гостиная, столовая и кухня, а на втором личные покои хозяев - библиотека, детские комнаты и спальня с будуаром. Внутри башни находится спиралевидная парадная лестница с решеткой, напоминающая растения, свободно вьющиеся вдоль всей лестницы. Любопытно, что как только дом был построен, в народе он получил название «Сахарная голова» - то ли из-за цвета штукатурки, то и из-за вытянутого купола. После революции внутри особняка находился санаторий, а в 1992 году его передали в ведение Генерального Консульства Королевства Дании.

Доходный дом И. М. Лидваль

Каменноостровский проспект, 1/3

В 1898 году участок на Каменноостровском проспекте приобретает мать зодчего Федора Лидваля Ида Бальтзаровна. Для архитектора этот дом стал первой самостоятельно работой. Нужно сказать, что Лидваль создал новый прием, который в петербургской архитектуре ранее не встречался: он устроил большой парадный двор, раскрытый во всю ширь навстречу улице, из-за чего в квартиры попадало много света. Это было совсем нетипично для доходных домов XIX века с их «дворами-колодцами».

При оформлении фасадов автор широко использовал детали, свойственные модерну: центральный портал украшен рельефной картушью, на которую нанесена дата окончания работы над этой частью здания: «1902». Справа от даты изображена сосновая ветка с шишками, рядом с которой сидит лесная птица, норовящая клюнуть находящегося рядом зайца, за которым из лесной чащи выбегает его пушистый собрат. С левой стороны от даты нанесено изображение головы рыси с раскрытой пастью, а рядом, на сучке, примостилась сова с раскрытыми крыльями.

Открытый двор - новый прием Лидваля. Фото: Commons.wikimedia.org/ Maryanna Nesina

Глядя на дом, можно также увидеть другие черты, свойственные северному модерну: обилие изображений большеголовых рыб, ящериц, мухоморов, тюльпанов, лесных ягод. Кроме того, приковывают к себе взгляд многообразные эркеры и балконы, оконные проемы, некоторые из которых увенчаны рисунками на тему флоры и фауны. Из-за этих стилистических особенностей дом попал в учебники по истории архитектуры и был отмечен наградой на первом городском конкурсе «лучших фасадов» в 1907 году.

После того как дом был построен, квартиру из девяти комнат на 3 этаже занимала до 1915 года сама хозяйка – Ида Лидваль, а в соседних квартирах на этом же этаже жили ее сыновья Эдуард Лидваль и Федор Лидваль. В 1909 году в одной из квартир проживал художник Кузьма Петров-Водкин и актер Александринского театра Юрий Юрьев.

Доходный дом Т. Н. Путиловой. Дом с совами

Большой проспект П.С., 44

Свое неофициальное название «Дом с совами» здание получило из-за скульптур сов, которыми украшен фасад. Дом строился в период с 1906 по 1907 годы архитектором Ипполитом Претро – одним из основных представителей северного модерна в Петербурге.

Здание создавалось для купчихи Путиловой, владевшей в то время мануфактурным магазином на Среднем проспекте Васильевского Острова и желавшей вкладывать «живые деньги» в недвижимость.

Поначалу здание приковывает внимание тем художественным беспорядком, в котором разбросаны окна, выполненные в разных формах: тут они шире, а здесь, наоборот, уже и протяженнее. Следом за этим взор падает на ступенчатый шаг эркеров и обилие орнаментов, при создании которых архитектор вдохновлялся образами из северного фольклора, флоры и фауны.

Дом с совами - одна из достопримечательностей Петроградской стороны. Фото: Google Maps

Если бы не эти декоративные элементы, дом был бы обычным монолитным блоком с двором-колодцем внутри, однако балконы, наличники и изображения существ делают его фасад поистине незабываемым. По сути, дом стал визитной карточкой стиля северный модерн, который только начал оформляться в Петербурге и еще «искал себя». Однако лаконичность форм и декоративные детали, связанные с северными мотивами, не могут не выдать в нем основоположника этого стиля.

В свое время в доме жил хирург Иустин Джанелидзе, архитектор Руфин Габе, поэт и переводчик Вильгельм Зоргенфрей. В 1912 году работа зодчего Претро была отмечена серебряной медалью на городском конкурсе лучших фасадов, что по тем временам было высшей наградой для архитектора даже самого высокого полета.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах