aif.ru counter
2778

Спасение от наводнений. Как в Ленинграде строили защитную дамбу

SPB.AIF.RU вспоминает, как возводилась петербургская дамба и от какого количества наводнений она не успела спасти город на Неве.

Крупнейший потоп

С момента основания в 1703 году Санкт-Петербург регулярно страдал от сильных наводнений. Город находится в устье Невы, на берегу Финского залива. Здесь властвуют западные ветры, которые нагоняют на город волну и провоцируют серьезный подъем воды. Со времен основания Петербурга было зафиксировано более 300 наводнений, три из которых считаются катастрофическими.

Уже после крупнейшего в истории наводнения 1824 года инженер Базен разработал проект дамбы через Финский залив. Но в то время его сочли неосуществимым.  В поэме Пушкина «Медный всадник» описывается именно это природное явление.

В 1924 году вода поднялась на 4,21 метра выше ординара.
В 1924 году вода поднялась на 4,21 метра выше ординара. Фото: Commons.wikimedia.org

Тогда вода поднялась на 4,21 метра выше ординара. Затопленным оказался практически весь город. Во время стихии были разрушены 462 дома, повреждено 3681 здание, погибли 3600 голов скота, утонули от 200 до 600 человек. Многие петербуржцы пропали без вести, так как трупы были унесены водой в Финский залив. На стенах домов города имеются памятные таблички, отмечающие уровень воды при наводнении 1824 года.

Ленинградские власти уже в 60-е годы задумались о том, чтобы создать защиту от нагонной волны. В период с 1965-го по 1978 годы ленинградские научно-исследовательские институты всерьез взялись за создание реального проекта защиты Ленинграда от наводнений. Первые работы по созданию насыпи начались в 1979 году. А уже в 1984 году остров Котлин с северной стороны был соединен с материком. Тогда же, 4 мая 1984 года, исполком Ленсовета принял решение соединить дамбой и южный берег Финского залива с Кронштадтом. Работы начались с удвоенной энергией, но вскоре начались задержки.

Памятник деспотизму?

Проблемы посыпались с 1987 года. Сначала резко сократилось финансирование строительного объекта. В обществе началась жаркая дискуссия о негативном влиянии дамбы на экологию Финского залива. Ученые опасались превращения Невской губы в болото. На КЗС обрушился шквал критических материалов в СМИ. В чем только не обвиняли несчастное сооружение: и в неминуемой экологической катастрофе, и в экономической неэффективности, и даже в безнравственности, называли «памятником ушедшего деспотизма» и тому подобными эпитетами.

Окончательно «закольцевалась» КАД – автомобильная магистраль в объезд Петербурга.
Окончательно «закольцевалась» КАД – автомобильная магистраль в объезд Петербурга. Фото: Commons.wikimedia.org

Академик Дмитрий Лихачев даже стал лидером движения против дамбы. «Для меня несомненно, что строительство дамбы было ошибкой и даже преступлением», – заявлял знаменитый ученый.

Но главным препятствием строительства объекта стал развал СССР. Некоторое время возведение продвигалось по инерции, а к началу 90-х и вовсе остановилось. До XXI века дамба простояла без строительной техники, ее готовность на тот момент оценивалась в 60%.

Стройка возобновилась в прежних объемах лишь в 2001 году. В течение 10 лет вводились в строй судопропускные сооружения и оборудовался автомобильный тоннель. Официальная церемония ввода в эксплуатацию комплекса защитных сооружений Петербурга состоялась 12 августа 2011 года. С этого времени с южного на северный берег Финского залива стало возможно проехать на автомобиле по удобной трассе. Тогда же окончательно «закольцевалась» КАД – автомобильная магистраль в объезд Петербурга. Но главное, Северную столицу перестали мучить регулярные наводнения. 40-летняя история создания одного из наиболее сложных и масштабных гидротехнических сооружений в нашей стране завершилась.

Эффективная защита

Теперь при сильном западном ветре и нагонной волне, когда ветер и обратное течение создают пробку в устье Невы и провоцируют подъем воды, захлопываются затворы двух судопропускных и 6 водопропускных сооружений. Размеры пропускных сооружений весьма велики. Например, судопропускное сооружение С1 имеет пролет 200 м и глубину 16 м. Автомобильная дорога под ним ныряет в тоннель. Судопропускное сооружение С2 поменьше – пролет 110 м, поэтому там построен мост с подъемной средней частью. Водопропускные сооружения имеют пролеты 240–284 м, но они разделены быками на пролеты поменьше, по 10 м. Таким образом, дамба с открытыми затворами практически прозрачна для стока воды, свободно проходящей через пролеты.

Судопропускное сооружение С1 имеет пролет 200 м и глубину 16 м.
Судопропускное сооружение С1 имеет пролет 200 м и глубину 16 м. Фото: Commons.wikimedia.org

При возникновении угрозы затопления города затворы захлопываются, и вода останавливается за дамбой. Заграждение способно выдержать подъем воды более 4,5 метра. Кстати, дамба спасала Петербург от серьезных наводнений уже 13 раз. В 2011 году она помогла предотвратить ущерб городу в 1,9 миллиарда рублей, а в 2013 году – почти в 20 миллиардов.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах