Что делать жителям коммунальных квартир? Как не платить по счетам соседей? На эти и другие вопросы читателей «АиФ-Петербург» ответили специалисты ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» Мария Хржановская, заведующая группой по работе с населением, Александр Локтионов, заведующий отделом развития, Вадим Оводов, его заместитель.
Как не платить за соседа?
Какие нормативы потребления воды сегодня действуют в Санкт-Петербурге? Кому выгодно ставить счётчики воды и тепла, а кому - нет? А. Черепанова, Пушкин
- Здесь дело даже не в экономической выгоде. Согласно ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», все жилые дома и квартиры должны были быть оснащены приборами учёта воды, тепла и электричества ещё до 1 июля 2012 года. Если позволяет техническая возможность, и дом не относится к аварийному или маневренному фонду. С 1 января 2015 года к тем, кто счётчики не поставил, может применяться повышающий коэффициент. В «розовых» квитанциях ВЦКП расчёт платы за коммунальные услуги с учётом повышающего коэффициента введён с июня этого года. Сегодня норматив потребления горячей воды составляет 3,81 кубометра в месяц на человека, холодной - 5,48. Если взять семью из трёх человек, то, в среднем, она тратит около 11 кубометров холодной воды в месяц на всех и 4 горячей. Фактически в 1,5-3 раза меньше норматива. Поэтому когда число проживающих и прописанных на жилплощади совпадает, экономическая выгода счётчиков очевидна. Обычно приборы учёта категорически не хотят ставить в так называемых «резиновых» квартирах. Повышающий коэффициент здесь мотивацией не будет, т. к. воды незарегистрированные жильцы всё равно тратят больше норматива. Ведь бывает, что прописан один человек, а по факту живут четыре. И страдает от этого весь дом, т. к. вырастают расходы на общедомовые нужды, которые также отражаются в квитанциях всех жильцов. Если вы не хотите платить за таких недобросовестных соседей, поставьте в известность управляющую организацию. Тогда в «неоприборенных» квартирах будут рассчитывать потребление ресурсов по фактическому числу проживающих. А у управляющей организации будет больше средств на ремонт подъездов и благоустройство территории.

Кто будет делить квартплату?
Каким образом в коммунальной квартире распределить показания общеквартирного счётчика на воду между жильцами? К примеру, в комнате живёт один человек, а в соседней - три. У одних есть стиральная машина, у других - нет. Неужели все должны платить одинаково? И что делать, если некоторые платить отказываются? А. Тимофеев, СПб
- По закону, если есть техническая возможность, коммунальные квартиры также должны быть оборудованы индивидуальными приборами учёта воды и электроэнергии. Вне зависимости от числа комнат. Установить счётчики обязаны как собственники, так и наниматели. Разница в том, что собственники делают это за свой счёт, а наниматели должны обратиться в управляющую компанию или Жилищное агентство (РЖА). Наниматель может установить прибор учёта и за свой счёт, а затем получить компенсацию через УК. Распределяются показатели счётчиков пропорционально числу лицевых счетов в коммунальной квартире и количеству зарегистрированных граждан. Однако если в лицевом счёте зарегистрирован один человек, а проживает больше, - эту проблему можно решить. Бухгалтер управляющей организации имеет право внести в карточку каждого лицевого счёта в коммунальной квартире ровно то количество людей, которое там фактически проживает. И тогда за воду будут платить все, кто ею пользуется в данной комнате. Сделать это можно на основании заявления жильцов коммунальной квартиры. Такие тонкости как стиральные или посудомоечные машины в законе не прописаны. Долги соседей на вас записать не могут, т. к. в коммунальной квартире у каждого собственника или нанимателя свой лицевой счёт. Разделение лицевого счёта на несколько субсчетов актуально в отдельной квартире и исключительно для удобства оплаты, например, когда члены семьи ведут раздельное хозяйство и хотят оплачивать ЖКУ раздельно. В коммунальных квартирах это не практикуется.
Кому можно не ставить?
Управляющая организация заявила, что технической возможности поставить счётчики в нашем доме (бывшее общежитие МВД) - нет. В итоге за воду мы переплачиваем ровно в два раза. А теперь ещё грозят повышенным коэффициентом. Что делать? А. Андрушкевич, Выборгский район
- Если технические возможности не позволяют установить индивидуальные приборы учёта воды, управляющая компания обязана составить соответствующий акт и зафиксировать это в своих документах. Тогда повышающий коэффициент применяться не будет. В домах, относящихся к ветхому, аварийному или маневренному фонду, счётчики не ставятся без каких-либо поквартирных актов. Применять повышающий коэффициент или нет к конкретной квартире - решает управляющая организация, исходя из технических возможностей жилого помещения. Если вы с этим решением не согласны, нужно обратиться в Жилищную инспекцию.

Не стоит исключать и человеческий фактор, возможно отсутствие технической возможности по установке счётчиков у вас в квартире определили, но соответствующий акт до бухгалтерии «не дошёл», и вам начислили квартплату с применением повышающего коэффициента. В этом случае вы будете иметь право на перерасчёт.
Стоит отметить, что сэкономить на оплате коммунальных услуг можно и без приборов учёта. Если жильцы дома или коммунальной квартиры будут дружно экономить воду, то общедомовой счётчик будет показывать расход меньше, чем заявленный по нормативу. Ежемесячно будет делаться перерасчёт, и разница возвращаться в деньгах. Конечно, проще всего это сделать жителям общежитий и коммунальных квартир.
Специалисты управляющей компании сказали, что из-за особенностей конструкции фактически всем жильцам нашего дома нужно ставить по четыре счётчика на квартиру, это огромные деньги, особенно для пенсионеров. Что по этому поводу говорит закон? Р. Уткина, СПб
- Если в вашей квартире четыре стояка, то, если технические возможности позволяют, нужно ставить четыре счётчика. Никаких исключений по этому поводу закон не делает. Вопрос цены законом не регламентируется. Если жильё в муниципальной собственности - это обязаны сделать за счёт города.
Как проверить показания?
Поменяли в квартире старые счётчики на новые - все по правилам, они были опломбированы работниками ТСЖ. Однако теперь воды стало уходить в несколько раз больше. При этом ни состав семьи, ни расход ресурсов не изменились. Как проверить правильность показаний? М. Горин, Василеостровский район
- Можно проверить прикладным способом: засечь показания счётчика, налить в мерную ёмкость 5-10 литров и вновь проверить показания. Если прибор отображает другой результат он, скорее всего, неисправен. Необходимо вызвать мастера. В зависимости от причины неисправности, можно требовать перерасчёт от УК.
Как сделать поверку счётчика? Г. Осипова, СПб.
- Сейчас можно вызвать мастера коммерческой организации просто на дом. Или отвезти счётчик в поверяющую организацию - государственное предприятие «Тест-Санкт-Петербург» (отдел теплотехнических измерений) по адресу: улица Курляндская, д. 1, оф. 113, станция метро «Балтийская». Режим работы: понедельник-четверг с 9.00 до 16.00, обед с 11.30 до 12.15, пятница с 9.00 до 16.00, суббота, воскресенье - выходной. По итогам поверки «Тест СПб» выдаёт свидетельство с указанием срока действия. Счётчик может быть признан и не пригодным для дальнейшей эксплуатации. После проведения поверки необходимо вызвать мастера для установки поверенного прибора учёта, опломбировки, составления акта ввода в эксплуатацию. Если вы вовремя не провели поверку, то плата за коммунальную услугу начисляется по нормативам.
Как проверить показания общедомового счётчика электроэнергии и воды? Н. Сивоха, Красносельский район
- Если в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета, то исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация, ТСЖ) обязан ежемесячно снимать с него показания в период с 23-го по 25-е число и заносить их в специальный журнал учёта. Вы как собственник имеете право в любой момент запросить сведения о показаниях общедомовых приборов учёта и проверить правильность расчёта платежей. Такие данные должны быть предоставлены вам в течение одного рабочего дня со дня обращения. Вы можете обратиться в УК или ТСЖ, для того чтобы она сама провела проверку правильности всех расчётов - указанного в квитанции размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты, начисления неустоек (штрафов, пеней). Ссылайтесь на постановление правительства РФ от 6.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Когда горячая вода - холодная?
Горячая вода в нашем доме не поднимается выше 40 градусов (хотя по закону должна быть не менее 65). Чтобы нормально помыться, нужно спускать воду 15-30 минут и ждать, когда она нагреется. Мы поставили счётчики и стали платить ещё больше. Что делать? Г. Рахман, Кировский район
- Во многих европейских странах прибор учёта горячей воды начинает отсчёт только когда температура теплоносителя достигает нужного значения. У нас, к сожалению, пока такого нет. Однако в новых правилах предоставления коммунальных услуг чётко сказано, что управляющая организация (или ТСЖ) обязана предоставлять коммунальные услуги в необходимых объёмах и надлежащего качества. А в случае нарушений - снизить плату.
Поэтому если у вас вместо горячей воды бежит тёплая или её нет вовсе, вы имеете право оформить перерасчёт. Для этого необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу (в свою управляющую организацию, ТСЖ). Сложность заключается в том, что перерасчёт здесь связан сразу с двумя ресурсоснабжающими организациями - отвечающими за тепло и водоотведение. С ними должна разбираться управляющая организация, которая отстаивает интересы жильцов как юридическое лицо. И процесс это непростой. Кроме того, если температура горячей воды в вашей квартире не достигает нормы, может быть составлен акт о технической невозможности установки прибора учёта горячей воды.
Кому доверить установку?
Два года назад нам поставили общедомовой счётчик тепла - один на 6 домов - и мы сразу начали платить за услугу в два раза больше. После скандалов, в прошлом году нас отсоединили и стали считать тепло по нормативам. Кто и когда должен нам поставить нормальный счётчик? С. Руднева, Красногвардейский район
- В новых правилах предоставления коммунальных услуг (постановление правительства РФ от 6.05.2011 № 354) чётко прописан механизм оплаты коммунальных ресурсов - холодной и горячей воды, тепла и т. д. В частности, там указано, что общедомовой прибор учёта может обслуживать только одно здание. А если он определяет объём ресурса одновременно для нескольких домов, то их жители платят пропорционально площади своего дома. Вопрос установки общедомового прибора на каждый дом, находящийся в сцепке, решается на городском уровне, т. к. это связано с прокладкой труб в каждое здание, и это очень дорогостоящие работы. По каждому району есть свои планы, чтобы узнать, входит ли в них ваш дом, - нужно обратиться в управляющую компанию или районную администрацию.
Очень хочу установить счётчики на воду. Однако в нашем ТСЖ заявили, что ни с одной из фирм, оказывающих такие услуги, договор не заключён. И я могу лишь лично договориться с сантехником. Я же хочу, чтобы мне поставил приборы квалифицированный специалист, с гарантией. Почему государство обязывает всех ставить приборы учёта, но при этом никаких условий для этого не создаёт? В. Иванова, Василеостровский район
- Государственные структуры установкой приборов учёта в квартирах собственников жилья не занимаются. Вам придётся самим выбрать коммерческую компанию, ориентируясь по цене, положительным отзывам соседей, репутации фирмы и проч. Однако стоит отметить, что поставить счётчик неправильно - фактически невозможно. Это очень редкие случаи, которые сразу выходят на поверхность. Если у вас есть какие-то сомнения в качестве приборов, вы их можете заранее приобрести сами. Некоторые горожане самостоятельно ставят приборы учёта, а затем их просто опломбируют в управляющей организации. Что касается услуг сантехника, то в управляющей организации должен быть официальный прейскурант цен на все услуги.

Нужны ли счётчики на газ?
Несмотря на то что власти Санкт-Петербурга неоднократно заявляли, что газовые счётчики в обычных квартирах (оборудованных лишь газовыми плитами), ставить не нужно, горожанам постоянно звонят различные компании, говорят, что со следующего года с тех, кто не установил приборы, будут брать двойной тариф. Как с ними бороться? На какие законы ссылаться? Е. Данилова, Петроградский район
- Согласно ФЗ № 261 до 01.01.2015 собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить их оснащение индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учёта природного газа. Однако эти требования не распространяются на объекты, максимальный объём потребления природного газа в которых составляет менее чем два кубических метра в час (часть 1, статья 13 ФЗ). Поэтому, если у вас газ идёт лишь на приготовление пищи и газовую колонку для обеспечения горячего водоснабжения - приборы учёта устанавливать не нужно. А вот в случае, когда от газового котла идёт отопление - придётся ставить счётчик.
Я как собственники жилья хотела установить индивидуальный счётчик тепла, но в УК сказали, что я должна спрашивать согласие на эту процедуру 50% жильцов дома. Почему? И. Габенихтс
- В большинстве типовых российских домов используется вертикальная разводка системы отопления. То есть подводящие к отопительным приборам тепло стояки проходят прямо через комнаты. Это исключает возможность установки индивидуального счётчика тепла в отдельно взятой квартире. Даже если вы это сделаете - его просто не опломбируют. Если у вас новостройка и горизонтальная система разводки - счётчики всё равно придётся ставить в каждой квартире. Так как в 354-м постановлении правительства прописано: чтобы размер платы за отопление в жилом помещении был рассчитан, исходя из показаний индивидуальных приборов учёта тепловой энергии, все квартиры (а не 50%) должны быть оборудованы индивидуальными счётчиками. В противном случае размер платы определяется, исходя из показаний общедомового прибора учёта тепловой энергии.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть