Примерное время чтения: 7 минут
140

Вадим Фиссон: «Героя нашего времени нет даже в анекдотах»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. Аргументы и факты - Петербург 31/03/2010

Рассказывает режиссер Вадим Фиссон.

«Кушать подано!»

- Вадим ФИССОН: Сюжет представления прост: кризис, и в ресторане уволены музыканты, певица, осталась только группка то ли поваров, то ли официантов во главе с хозяином, которые решают - все-таки мы будем делать шоу! Происходит организованное безумие с песнями, танцами, клоунадой, любовью и так далее, в результате которого появляется… еда.

- "АиФ": Как вы, уважаемый коллектив, докатились до «кушать подано»?

- В. Ф.: Да это же одна из двух главных актерских реплик! Вторая: «Мы артисты, наше место в буфете». Когда создавался коллектив, нашим первым приобретением была электрическая плитка, на которой в перерывах между репетициями готовили гречневую кашу с тушенкой. Стало ясно, что когда с людьми хорошо вместе кушать, тогда и творчеством хорошо заниматься, поэтому мы вместе уже скоро 18 лет.

- "АиФ": Вы делаете публику соучастником представления. Но наш народ-то зажатый?

- В. Ф.: Уже не так, как раньше. Благодаря корпоративным праздникам народ раскрепостился до того, что иногда приходится даже сдерживать. В конце представления незнакомые люди объединяются. Это ведь в русском характере: если «хорошо посидели», катарсис какой-то приходит - «едальный».

- "АиФ": Так ваше шоу - о русском характере? Причем тогда французский «рататуй»?

- В. Ф.: «Рататуй» это ведь блюдо, в котором намешаны разные овощи, так же, как у нас в шоу смешано много разных жанров. А насчет характера, действительно: что ни сделай, все о нем получается! Известно, что русские долго запрягают, но быстро ездят. Один иностранец хорошо сказал: «Русская любовь - это как бутылка кетчупа: ты ее трясешь-трясешь - ничего… А потом - хрясь! - вся бутылка у тебя на тарелке».

- "АиФ":  Кстати, ваше застолье - без бутылки?

- В. Ф.: У нас скандально-едальное шоу, а не скандально-питейное.

Просто позубоскалить?

- "АиФ": По ТВ идет немало юмористических программ, но посмотрел - и забыл. Почему, на ваш взгляд, юмор стал «одноразовым»?

- В. Ф.: Юмор ради юмора - утомляет. Просто позубоскалить? Можно, но из шутки должен все-таки выйти Салтыков-Щедрин. Сейчас такое время, когда есть о чем поговорить, не все так здорово за глянцевой картинкой. Должен бы быть расцвет политического театра, а его нет. Зато все больше и больше пустышек.

- "АиФ": Так все другое, видимо, «не формат»?

- В. Ф.: И все-таки важно, зачем ты выходишь на эстраду, для чего смеешься? Для того, чтобы зритель понял, что тебя волнует. Меня утомляют люди, у которых «ничего не болит». Вообще ничего! У актеров прежней формации - Папанова, Миронова, Леонова, Евстигнеева - в глазах была боль. У нынешних - нет, они все сытые. А художник должен видеть несправедливость этого мира, как бы пафосно это ни звучало.

- "АиФ": Считается, что народ устал и хочет развлекаться.

- В. Ф.: Зритель хочет развлечься, вот мы и делаем спектакли через юмор, он помогает достучаться до человека, найти единомышленников. Но у меня вопрос: а от чего все так устали?! Магнитку, что ли, построили?

- "АиФ": Ну, от безденежья…

- В. Ф.: А история с паралимпийцами! Если бы наши инвалиды были обеспечены так, как в развитых странах, ничего бы они не выиграли. А если бы они еще и деньги получали за медали - то и разговора бы не было. А так наш инвалид - он же постоянно в тренинге, вся жизнь в борьбе, он же злой по-спортивному.

Сейчас вообще ориентиры потеряны, не понять - кто герой нашего времени.

- "АиФ": Раньше «героя нашего времени» можно было узнать хотя бы по анекдотам: Чапаев, Брежнев, новые русские… А сейчас и анекдотов-то мало.

- В. Ф.: Да, о герое не припомню. А вот новый недавно рассказали: приходит в школу моряк, капитан, рассказывает о штормах, дальних походах. Мальчик спрашивает: «А вам было когда-нибудь страшно?» - «Однажды было. Загрузили нам в трюм 20 тысяч коробок с куклами. Вышли в море, вдруг - небывалый шторм, девятый вал, корабль накренило и из трюма раздалось 20 тысяч голосов: «Мама!»

Под правильным градусом

- "АиФ": Кто-то сказал, что все самые большие глупости делаются серьезными людьми, согласны?

- В. Ф.: Вполне. Ведь юмор, самоирония - это возможность отодвинуть ситуацию, посмотреть на нее со стороны, потому что если ты глубоко зарылся, ты не объективен. Ирония дает правильный градус понимания.

- "АиФ": Справедливо мнение, что клоуны и в жизни - люди веселые?

- В. Ф.: …Однажды к врачу пришел человек в жуткой депрессии: «Доктор, что вы мне посоветуете?» - «Сходите в цирк, там сейчас выступает гениальный клоун!» - «Меня это не развеселит, потому что я и есть этот клоун». Клоунам иногда нужно отдыхать, они не всегда садятся мимо стула.

- "АиФ": В Питере давно не появлялось новых «клоунов», а ведь раньше был целый букет: «Лицедеи», Курехин с «Поп-механикой»… Почему таланты перевелись?

- В. Ф.: Уверен, что талантливые люди рождаются всегда. Их на нашей земле полно, это большее национальное достояние, чем нефть или газ. Но чтобы талантливый человек проявился, должна быть среда, чтобы он голову поднял, показался, вырос.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах