Примерное время чтения: 4 минуты
169

Балеты надо беречь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. «Аргументы и факты - Петербург» 30/06/2010

Вернее, его возвращение. Легендарный Леонид Якобсон сочинил «Спартак» для Кировского театра ещё в 1956 году.

- Мы продолжаем миссию возвращения оригинальных балетов, составивших славу нашего театра, - считает директор балета Мариинского Юрий Фатеев. - 54 года назад «Спартак» перевернул представления о художественных границах балетного искусства, которые утвердились на советской сцене. Якобсон поставил танцы вопреки классическим канонам, даже отказался от традиционных пуантов.

«АиФ»: - Хореографическую смелость мастера часть дирекции и артистов приняли в штыки.

Юрий Фатеев: - Это так, однако он запомнился целым рядом выдающихся актерских работ. Фригия стала одной из лучших ролей Инны Зубковской, Спартак - Аскольда Макарова, а Эгина принесла славу Алле Шелест.

В 1980-е в этой партии блистала Алтынай Асылмуратова, а в роли Спартака - Константин Заклинский. И сегодня в масштабном хореографическом полотне, с более чем тридцатью разноплановыми партиями, задействована значительная часть балетной труппы. В главных партиях зрители увидят Игоря Зеленского, Викторию Терешкину, Юлию Махалину, Данилу Корсунцева, Екатерину Кондаурову, Софью Гумерову, Юрия Смекалова, Александра Сергеева.

Танец... с изнанки

«АиФ»: - Блистательный танец имеет изнанку. Вы, например, в своей работе объединяете административные рычаги и творчество.

Ю. Ф.: - Конечно, прежде всего хочется решать художественные задачи. Но без серьёзного фундамента невозможно построить здание высокого искусства. Поэтому первое, что я попытался сделать, когда два года назад Валерий Гергиев поручил мне заниматься столь ответственным делом, - изменить условия работы артистов в театре.

«АиФ»: - Удалось?

Ю. Ф.: - Считаю большой победой, что театр приобрёл для залов и сцены специальный балетный пол, такой, как в лучших театрах мира. Выполненная по современной технологии поверхность помогает мягко пружинить, не скользить, и в то же время не гасит вращения. Уменьшается нагрузка на колени, позвоночник, связки, стопы. Артисты меньше устают, повышается работоспособность. Отремонтированы раздевалки, душевые, установлены стиральные машины. Ведь за репетицию меняется 3-4 футболки. Поставили аппарат для льда и уникальный прибор ударноволновой терапии. Такие есть в городе всего в трёх клиниках, один - на спортивной базе «Зенита». Теперь артистам намного легче справляться с травмами.

«АиФ»: - Судя по насыщенности репертуара, это помогает и творчеству?

Ю. Ф.: - За сезон театр выпустил 9 балетных премьер, включая возвращение на сцену Мариинки «Шотландской симфонии» Баланчина, «Этюдов» Ландера, «Петрушки» Фокина, российскую премьеру «Анны Карениной» Ратманского, работы молодых хореографов.

А в ближайших планах сотрудничество с такими именитыми балетмейстерами, как Иржи Киллиан, Анжелен Прельжокаж, Уэйн МакГрегор, Кристофер Уилдон, Бенжамен Мильпье.

«АиФ»: - Говорят, вы с иных позиций подошли и к зарплате...

Ю. Ф.: - С ноября прошлого года балет перешёл на новую систему оплаты труда. Теперь оценивается каждая партия. Сколько, где, кто вышел - всё учитывается. По моему мнению, это дало плоды. Тот, кто активно трудится - зарабатывает больше. Это справедливо - получать за вклад.

Классика или авангард?

«АиФ»: - Творческий коллектив - всегда столкновение интересов, мнений. Как удаётся пройти эти пороги?

Ю. Ф.: - Гергиев - лидер, руководитель театра. Его видение является решающим. Он - как глава государства: даёт направление, которое нужно развивать. Но и сам порой советуется, никогда не отказывается выслушать идеи других. Не возражает, если кто-то из молодёжи пробует свои силы в серьёзной работе. Не попытавшись, ничего не узнаешь. Так что диалог всегда возможен.

«АиФ»: - На афише Мариинского постоянно спорят классика и авангард. Возможно ли их «помирить»?

Ю. Ф.: - Классика уже обеспечила себе бессмертие. Зритель соприкасается с прекрасным, и разрушать такую связь недопустимо. Поэтому на сцене классика должна идти в самом лучшем виде. Балеты нужно беречь. Полировать, реставрировать, чтобы ещё многие поколения зрителей могли наслаждаться этим совершенством. Мой педагог говорил: тот, кто танцует классику, справится и со всем остальным. А вот наоборот - вряд ли.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах