Примерное время чтения: 7 минут
162

Лев Додин: «В театре - как в жизни»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Аргументы и факты - Петербург 22/09/2010

На днях Льву Додину вручили орден «За заслуги перед Отечеством», а Малый драматический театр - театр Европы, которым мастер руководит вот уже 27 лет, открыл новый сезон.

Духовность умерла?

- "АиФ-Петербург": Лев Абрамович, на октябрь намечена премьера чеховских «Трёх сестер». Чем для вас современно произведение, написанное 120 лет назад?

- Лев ДОДИН: Когда читаешь «Трёх сестёр», возникает ощущение, что это пьеса обо мне и людях, меня окружающих. Причём чем они лучше, тем труднее складываются судьбы. Думаю, что замечательные и трагично живущие люди есть всегда, как бы авторы «новой драмы» ни доказывали, что духовность умерла, и все одинаково жаждут только денег или пьют. Это не так. Даже те, кто пьёт водку, иногда думает о жизни, и очень серьёзно. Чехов даёт возможность об этом размышлять.

- "АиФ-Петербург":Вывод размышлений о жизни - пессимистический?

- Л. Д.: Я не люблю такие понятия. Что такое пессимист? Хорошо информированный оптимист? Можно сказать, что коньяк пахнет клопами, а можно - что клопы коньяком. Я достаточно пессимистически смотрю на то, что происходит с человеком и человечеством. Но это совсем не значит, что я не люблю человека и не могу ему сострадать. Сострадание - главное в Чехове. Мне кажется, он видел все недостатки людей и свои собственные, был очень въедлив. И в то же время ему хватало пафоса любить людей и вкладывать в их уста страшные, острые, больные, но - мудрые слова.

- "АиФ-Петербург": А почему современные пьесы как на подбор - безысходно мрачные?

- Л. Д.: В жизни действительно много мрачного и трудно постигаемого, но в основном пишут люди, которые не очень любят других. Хотя много искренних произведений, но авторы узко смотрят на вещи, видят только то, что рядом - то есть плохое, ужасное. Не думаю, что та жизнь, которую видели великие, была намного краше. Но они чувствовали боль человеческой души.

Не стремитесь на премьеру!

- "АиФ-Петербург": Начался сезон, театры дают премьеры. Но стоит ли из кожи вон лезть, чтобы попасть на первый спектакль?

- Л. Д.: Когда спектакль первый раз выходит на зрителя, это ещё что-то совсем детское и беспомощное. Ему нужно развиваться, пройти целый ряд превращений. Премьерная же публика - особая, она считает, что должна вынести решение, от которого будет зависеть всё. На второй спектакль приходят другие люди, реагирующие спокойно. Дожить до этого второго спектакля очень трудно, всё время хочется миновать первый!

- "АиФ-Петербург": Хотя в городе немало детских театров, ваш «взрослый» нацелился на «юного зрителя»?

- Л. Д.: Мы поняли: то, что показывают детям по телевизору, на концертах и во многих театрах и театриках, - не готовит их к серьёзному художественному восприятию. Поэтому занимаемся спектаклями для семейного просмотра (не

люблю сочетание «детский спектакль»), чтобы активно готовить зрителей. Выпустили «Русалочку» для самых маленьких, «Снежную королеву» для тех, кто побольше, ну а «Му-му» - уже для старших школьников. Готовить художественного зрителя художественного театра нужно с младых ногтей, поэтому относимся к этим спектаклям трепетно.

- "АиФ-Петербург": Вы много гастролируете по России. Страна ещё не потеряла «художественного зрителя»?

- Л. Д.: Действительно, в прошлом сезоне сыграли в шести городах России, на спектаклях побывали 10 тысяч зрителей.

В декабре выступим в Старом Осколе и Железногорске. Мы поняли, что интересно ездить не только в крупные города, а туда, где никакого драматического театра нет в помине, и где ничего, кроме «чёса» и попсовых концертов не видели. Замечательный отклик зрителей ещё раз говорит о пренебрежительном отношении руководителей культуры к народу. На самом деле он готов к гораздо большему, чем, как считают, он способен «съесть». В Киришах, где мы играем регулярно, воспитан зритель толковый и восприимчивый. Кстати, организация гастролей - дело дорогое. Поняли, что некогда ждать, пока местное начальство начнёт давать деньги на культуру, нужно самим добывать, и нашли спонсоров.

- "АиФ-Петербург": Но ведь считается, что раз спонсорство в России не даёт налоговых и прочих льгот, то и охотников поддержать культуру не найти?

- Л. Д.: Если спонсора увлекает идея, то заполучить его удаётся. На наши недавние парижские гастроли российские спонсоры дали миллион долларов - столько же, сколько французская сторона. Считаю этот шаг осознанным участием в культурной политике страны. Какие бы ни были у людей капиталы, но отстегнуть миллион долларов, убеждён, так же психологически непросто, как для нас - тысячу рублей.

«Спать-то надо!»

- "АиФ-Петербург": Вы выступаете во всех частях света, а что может дать современный российский театр миру?

- Л. Д.: Весь прошлый сезон у нас были такие огромные гастроли, что, можно сказать, театр разговаривал «с городом и миром». В Париже за полтора месяца сыграли почти все наши спектакли. Мы попытались рассказать и напомнить французам, что такое репертуарный театр, когда артиста можно увидеть в разных ролях: сегодня в пьесе Шекспира, завтра - Чехова или Уильямса… (На Западе актёры играют в антрепризах, то есть собираются на один проект. - Е. П.) Интерес к идее репертуарного театра огромен. Газеты много писали о том, как жалко, что во Франции такой театр потеряли. В январе мы снова приглашены в Париж.

- "АиФ-Петербург": А в Петербурге, где активно строят новые театральные здания и ремонтируют старые, когда будет ваше новоселье?

- Л. Д.: Мечта живёт... Но непонятным образом, как только находится место для строительства, к моменту окончательного решения вопроса оно оказывается занятым. Сейчас с помощью властей нашли новый участок в районе Звенигородской и Марата. Место неплохое, хотя были более эффектные и достойные «Театра Европы». Финансирование строительства начнётся в 2012 году. И хоть я не рассчитываю, что доживу до того, чтобы играть в новом театре, но, может быть, потомки…

- "АиФ-Петербург": А пока театр вынужден по кусочкам выкупать этажи и квартиры в старом доме на Рубинштейна?

- Л. Д.: Да, выкупили ещё кусок этажа, где расположатся мастерские. Но это здание нас со всех сторон выталкивает. Уже и гостиница здесь появилась, и квартиры сдаются, и заливают нас. Однажды на репетиции вдруг раздаётся жуткий крик. Вижу на пороге мужчину в трусах и с ключом на верёвочке на шее. Он орёт благим матом, но, заметив в зале 13 крепких молодых актёров, мирно говорит: «Отцы, но спать-то надо!» Это случилось около полуночи, он был прав, хотя нам казалось - самое время для работы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах