86

Михаил Кураев: «Глушит совесть страх неблагополучия»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. Аргументы и факты - Петербург 10/11/2010

«Я пишу о незаметных людях, расположившихся в недрах истории, в её чёрных дырах, где жизнь спрессована в сверхплотное вещество», - говорит прозаик о своём творчестве. Каково же сегодня приходится человеку перед соблазнами нового времени?

Перспектива для «клопов»

- М. КУРАЕВ: Сейчас в обществе - гонка за благополучием. И страх его потерять. Этот страх насаждается разными способами. От рекламы, забивающей мозги «новыми ценностями», - до пропаганды образа жизни, где интересы общества и труд не ставятся ни во что: «Угадай букву! Получи миллион!» Страх остаться без миллиона глушит совесть, нужны мужество и разум, чтобы его преодолеть.

- "АиФ-Петербург": Разве плохо быть богатым и успешным? Почему в России к большим деньгам изначально относятся с подозрением?

- М. К.: Вопрос только в цене. В наши дни человек, произносящий «раньше думай о Родине, а потом о себе», - отпетый «совок», «чайник», «лох»…

А для меня это не пустые слова, они были важными для моего отца, деда, большинства их коллег и современников. Отец строил каскад Свирской ГЭС, участвовал в сооружении Братской, получил в сорок лет Сталинскую премию за первую в мире подземную гидроэлектростанцию. Дед, Николай Никандрович, прошёл три войны, японскую, империалистическую и гражданскую, вырастил пять детей - все достойнейшие люди. В любые времена можно оставаться порядочным человеком и работать для блага людей. Сейчас мерки другие, гибкие.

- "АиФ-Петербург": Мне кажется, вы несколько идеализируете то время.

- М. К.: Разве зазорно отдать должное людям, создавшим нашу страну, прошедшим через великий труд и непомерные жертвы? Вам не кажется, что у нас усиленно отбивают память? Может быть, как раз потому, что сегодня мы проедаем созданное предыдущими поколениями. Тогда только за первую пятилетку построили 1200(!) новых фабрик и заводов. А сколько сейчас, за последние двадцать лет? Радуемся, что к нам на дешёвую рабочую силу привозят сборочное производство? В «успехе и богатстве» ничего плохого не вижу. Другое дело, какой человек востребован нынешним временем? Ещё Мережковский предупреждал о «грядущем хаме» - самодовольном мещанине. Маяковский гениально почувствовал две бездны, которые сожрут советскую власть: мещанство и бюрократия. «Клоп» и «Баня» - пророческие вещи. Наше время создало блестящие перспективы для «клопов».

- "АиФ-Петербург": Но почему другие страны, тоже прошедшие через потрясения, не «сожрала» эта болезнь? Отчего общество потребления именно у нас приобрело такие уродливые формы?

- М. К.: Потому что на Западе, прежде чем потреблять, наладили эффективное производство.

А наши «реформаторы» сразу навязали народу идеологию рынка - не создав новую экономику и развалив советскую. Наш «капитализм» начался, как сказал Солженицын, с «разворовки». Николай Александрович Бердяев объяснил, почему у нас богатство не уважается. Да потому, что оно «или выклянчено, или украдено». Созидательный труд не в чести. Главное - неф­тяная труба, газ, лес. Недавно я разговаривал с настоятелем Князь-Владимирского собора отцом Владимиром и рад был от него услышать: «Созидание - благодать божья». У нас же часто «благодать» исчисляется гектарами прикарманенных угодий, количеством квартир, яхт и «распиленных» между своими бюджетных денег.

А спросить, «откуда дровишки», власть почему-то стесняется.

Песчинка истории

- "АиФ-Петербург": Вы говорите, что пытаетесь «вернуть обществу его историю». Повесть «Капитан Дикштейн», за которую и присуждена яснополянская премия, - очередная попытка?

- М. К.: Да, это как раз опыт заполнения исторической лакуны. Кронштадтский мятеж 1921 года оказался неудобен для советской историографии. Обыкновенным людям между этими жерновами пришлось туго.

Я знал человека, участвовавшего в кронштадтском мятеже, это мой родственник, кочегар на линкоре «Севастополь». После подавления восстания он был вынужден спрятаться под чужой фамилией. Был Горячкин, стал Горштейн, я назвал его Дикштейном. Все остальные имена, фамилии, события подлинные.

- "АиФ-Петербург": На церемонии в Атриуме Большого театра вы сказали, что «умеете читать Толстого»…

- М. К.: Лев Николаевич удивительно объёмно ощущал историю. В то же время для него не было тайн в душах человеческих. Именно это и великий художественный дар позволили ему предъявить поразительную томограмму всего общества, от царя до солдата. Что такое Толстой? Это - совесть, смелость, сострадание и разум! Эти же качества, пусть в меньшей пропорции, необходимы читающим Толстого. Неумение читать Толстого обходится иногда очень дорого. 16 января 1902 года он писал царю с мудростью философа и отвагой гражданина: «Любезный брат! Не стойте на пути исторического движения. Сомнут. Сотрут вместе с семьёй… Делайте добро. Подумайте!..» Не подумал…

- "АиФ-Петербург": Вы - член комиссии по помилованию и рассказывали, что осуждённые часто просят о прощении, но мало кто раскаивается.

- М. К.: Эта традиция родилась не сегодня, хотя отражает и нынешнее состояние умов и душ. Противостояние власти и народа создало в России извращённую этику, мы её наследники. Власть была несправедливой и всё, что от неё исходило, считалось бедой. Поэтому у нас узники, кандальники, независимо от вины, сразу становились несчастными. И так на протяжении веков. В сознании преступника, как только его затолкнули в тесную камеру, происходит подмена. Он тут же начинает жалеть себя, забывая о тех, кому навсегда искалечил жизнь. Вернуть этим людям способность к искреннему, а не показному, научить чувству ответственности - огромная работа.

Общество или «малина»?

- "АиФ-Петербург": Вы много пишете о гуманизме и нравственных ценностях. Но нынешние люди предпочитают «молиться другим богам».

- М. К.: Каждый должен делать то, что может. Наша боголюбивая власть швыряет миллионы людей за черту бедности и при этом размашисто крестится. Сегодня человеческая жизнь, и банкира, и бомжа, не ставится ни во что. И пока жизнь каждого не будет всесторонне защищена на государственном уровне - с колен не встанем. Человек сам делает выбор - брать или не брать взятки, красть или не красть. Заставить быть порядочным невозможно. Лозунг «Обогащайтесь!» - аморален и бесчеловечен. Уважаемая дама, депутат Государственной Думы от Питера, как-то сказала: «Если у вас спросят, откуда деньги, ударьте по лицу». Но это же идеология «малины», а не «гражданского общества».

- "АиФ-Петербург": Новое поколение уже настроено по-другому. Молодёжь прагматична, однако стремится обустроить не только свой дом, но и мир вокруг.

- М. К.: У меня на этот счёт - «сдержанный оптимизм». Когда вижу зрительный зал, покатывающийся от пошлятины, с аппетитом вкушающий утробный юмор, у меня такое чувство, словно на моих глазах тысячи людей грабят ловкие и безнаказанные мошенники. В каком же обществе мы живём? Не ответив на этот вопрос, едва ли можно «обустроить свой дом», тем более «мир вокруг». И в этой затянувшейся смуте очень важно, чтобы люди, сохранившие представление о совести и долге, не чувствовали себя вымирающими динозаврами.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах